Сотни работников АО «СНПС – Актобемунайгаз» не могут получить в полной мере причитающихся надбавок к заработной плате. Руководство компании самовольно приняло решение снизить доплату за работу и проживание в условиях экологического бедствия на 30%. Как ожидаемо, государство в лице Минтруда всецело поддержало инициативу иностранного собственника.
В Казахстанское международное бюро по правам человека обратились работники АО «СНПС – Актобемунайгаз», которые работают вахтовым методом на месторождении Жанажол в Мугалжарском районе Актюбинской области, но проживают в Шалкарском районе, который (согласно ч.2 ст.3 Закона РК от 30 июня 1992 года №1468-XII «О социальной защите граждан, пострадавших в следствии экологического бедствия в Приаралье») входит в зону экологической катастрофы.
На протяжении всего периода трудовой деятельности работники нефтегазового предприятия получали от работодателя надбавки к заработной плате в размере 50% от оклада.
Данный аттракцион «невиданной щедрости» от АО «СНПС – Актобемунайгаз» регламентировался ч.1 ст.13 Закона №1468-XII: Социальная поддержка населения. Населению, проживающему в зоне экологического бедствия, устанавливаются:
оплата труда, стипендии с применением коэффициента за проживание в экологически неблагополучных условиях по зонам : Экологической катастрофы – 1,5;
ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (сверх отпуска, предоставляемого за работу с вредными условиями труда по зонам: экологической катастрофы – 12 календарных дней.
Однако 29 декабря 2016 года руководство АО «СНПС- Актобемунайгаз» вынесло приказ за №475, в котором говорилось, что «работникам, фактически работающим вахтовым методом, и работникам, работающим по пятидневной рабочей неделе в зоне экологического предкризисного состояния – на территории Мугалжарского, Темирского, Байганингского районов, выплачивается доплата по Приаралью в размере 20% от месячной тарифной ставки или должностного оклада , так как в период осуществления трудовой деятельности за работником признается фактическое место жительство в данном регионе».
Таким образом руководство АО «СНПС- Актобемунайгаз» решило, что раз работник на период своей трудовой деятельности работает в другом регионе, не входящем в зону экологической катастрофы, то можно доплату к заработной плате снизить на 30%.
Работники нефтегазовой компании, справедливо посчитав, что их незаконно лишили надбавок, обратились за помощью к Министерству труда и социальной защиты населения РК. Но, как уже повелось, профильное министерство полностью поддержало действие транснациональной компании.
Ответ Минтруда за подписью Нургалиевой Е.Ж., Оспанкуловой Т.К., Шапкеновой С.Ж., Курмангалиевой А.Д. и Нурымбетова Б.Б.) поверг рабочий коллектив в шок. В нем говорилось, что «…работник должен не только проживать, но и работать на территории экологического бедствия или радиационного риска».
Тем временем, Трудовой кодекс РК говорит совершенно об обратном. В основном трудовом законе ясно и чётко приписаны гарантии работников, осуществляющих трудовую деятельность в зонах экологического бедствия и радиационного риска. Ни о какой трудовой деятельности в зоне проживания речь и не идёт.
Вопрос с начислениями экологических надбавок так и остаётся открытым с 2016 года. АО «СНПС – Актобемунайгаз» является единственной организацией на территории Актюбинской области, необоснованно снизившей доплату экологических надбавок работникам, которые проживают в зоне экологической катастрофы.