Публикация данных из открытых источников самого банка вызвала претензии банка к авторам постов. Для обуздания двоих публицистов были привлечены департамент полиции, ОМОН, отдел по борьбе с экстремизмом и один эксперт.
Полицейская часть: негативная
20 июля в квартиры двух гражданских активистов из Алматы Данаи Калиевой и Марата Турымбетова с постановлением от 5 июня ворвались полицейские, включая ОМОН и сотрудников из отдела по борьбе с экстремизмом. Сразу же последовали обыски: хватили всю компьютерную и мобильную технику, включая девайсы детей и оказавшихся на тот момент родственников. В тот же день обоих, определив им статус свидетелей с правом на защиту доставили на допросы в Департамент полиции, продержав там до позднего вечера.
Штурм квартир, изъятия техники, учиненные допросы – стали ответом на старые публикации Данаи и Марата об аппетитах «Жилстройсбербанка».
Как рассказывает адвокат подследственных Нурлан Рахманов, заявление в полицию поступило еще 20 апреля этого года, где представитель банка жалуется на негативную информацию в отношении руководства банка. Дело на основании 32 публикаций возбудили по привычной уже статье 274 часть 4 – «распространение заведомо ложной информации в условиях чрезвычайного положения». Как отмечает адвокат, в данном случае экспертам представили для оценки публикации уже с пояснениями, что они «содержат негативную информацию». Хотя банк, если уж посчитал себя оскорбленным, должен был обратиться с иском в гражданском порядке, а до этого попытаться решить противоречия в досудебном порядке.
– Ничего этого не происходит. Банк напрямую обращается с заявлением в Департамент полиции. Департамент полиции в тот же день возбуждает уголовное дело. 5 мая выносится постановление о назначении экспертизы, получают заключение экспертизы и молча сидят ждут до 20 июля, – недоумевает адвокат.
Главный эксперт института судебных экспертиз Асет Сванкулов не подвел и подтвердил, что публикации носят негативный характер. Однако, почему деятельность банка может оцениваться только позитивно, особенно зная нашу банковскую систему и тех персонажей, кто за ней стоит?
– Какая может быть репутация у монополиста? Они – монополисты. Больше никто социальное жилье не раздает, государство сосредоточилось на них. Им не нужна реклама, им не нужна репутация. Просто у людей нет выхода, они все-равно будут к ним обращаться, – доводит свою точку зрения Даная Калиева, насчитавшая с Маратом Турымбетовым полтора миллиарда тенге «непрофильных» расходов банка
Калиева высказывает свое «субъективное» мнение, что причиной преследования ее и Марата – позиция председателя правления банка Ляззат Ибрагимовой, совмещающую этот приятный пост с членством в политсовете доминирующей партии «Нур Отан». И поскольку скоро впервые пройдут праймериз, то небольшой негатив может помешать партийной карьере.
Ранее с общественного поля с привлечением полиции были устранены Альнур Ильяшев и Санавар Закирова, и, удивительное дело, они тоже высказывали критику партии экс-президента.
Марат Турымбетов говорит, что обратил свой взор на деятельность банка еще в 2014 году, когда по госпрограмме квартиры получило всё руководство банка и их ближайшие родственники. Тогда Нурсултан Назарбаев снял руководство банка.
Теперь в связи с программой «Бақытты отбасы», как говорит Турымбетов, ему стали жаловаться многодетные матери, что очень тяжело попасть в эту программу, «и никто без взяток не дает им квартиры». Тогда же он просмотрел план закупок «социального банка» на 2020 год и был ошарашен непомерными расходами.
Тогда же он обратил внимание на некоторые особенности учреждения закупок учреждения.
– Например, они автомобиль арендуют, – поясняет гражданский активист. – Они отдельной статьей пишут «аренда», отдельно «ГСМ», отдельной статьей пишут «страховку» и так далее. То есть, они единую сумму разделяют на очень много мелких сумм. А эти суммы ложатся процентной ставкой на наше социально-незащищенное население.
Дальше – больше. Марат и Даная подняли из открытых источников прежние годы: фонд заработной платы, премии – и стали выкладывать их в сеть. Правда, как поведал Марат, помимо собственных публикаций ему приписали и чужие, поскольку в них был отмечен Турымбетов и тем самым публикация оказывалась в его ленте Экспертиза же ничтоже сумняшеся сравнивала основной текст с тем, что оказывался на странице Марата, и выдавала гениальное заключение: писал один и тот же человек – значит, Марат Турымбетов.
– Если раньше клевета была спором частных лиц, то теперь вмешалось государство в лице полиции, – реагирует на ситуацию президент международного фонда защиты свободы слова «Адил соз» Тамара Калеева. – И главное, как это было раньше в 130 статье (клевета – А.Г.), не учитывается заведомость ложной информации. И если информацию брали из открытых источников, то заведомости не может быть, как я понимаю. Опять же, если раньше в 130-ой статье были ложные сведения, то теперь информация. А что такое информация? Это все: это мнения, сведения, это все, о чем мы говорим, о чем мы пишем.
Позиция банка также вызвала недоумение прессозащитника.
– Я считаю, что банк в данном случае работает против себя, против своей репутации. Приличные организации – это государственные и коммерческие – они рады любому вниманию, они идут на диалог со своим потребителем, потенциальным или реальным. Они объясняют: простите, вы не так истолковали эти цифры… И нормальный пиарщик или его руководитель использовали бы эти посты, чтобы себя разрекламировать. Но если организация не идет на диалог, значит, им есть что скрывать – я так понимаю.
Финансовая часть: позитивная
Поскольку руководство банка обиделось на Калиеву и Турымбетова за то, что они выставили закупки банка на 2020 год в негативном свете, то поступим наоборот, рассмотрев документ, взятый с сайта банка. Перед этим отметим, что на 01.08.2020 года, как написнао на сейте банка, сбережения вкладчиков составляют 887 млрд. тенге. Банку выделены кредитные средства из национального фонда и государственного бюджета на сумму 307 млрд. тенге.
И так как в документе далеко не все понятно, то дальше будут исключительно предположения. Тем более та еще загадка – как можно наперед рассчитать свои миллиардные затраты вплоть до одного тенге. Но на то они и банкиры…
В первую очередь в размещенном на сайте банка плане закупок в глаза бросается разбивка одной и той же позиции на множество лотов – что уже отметил Марат Турымбетов. Чтобы далеко не ходить, посмотрим первые девятнадцать лотов из более полутора тысяч. Все они касаются одного товара –обычной офисной бумаги формата А4 по цене 1330 тенге за пачку (на самом деле очень даже профильный расход – работа кипит). Однако суммарный итог может немного покоробить – 108 283 000* (или свыше 250 тыс. долларов США). Но если разбить на 19 частей, то вроде бы не так уж много. А это уже забота о нервной системе случайных посетителей сайта банка, вдруг заинтересовавшихся закупками.
По той же схеме составляются расходы на почтовые услуги. В наш век электронной почты ее бумажно-посылочный аналог рассчитан на 93 722 000 тенге (или 223 000 долларов). Но в этом случае проглядывается приверженность традициям в лице традиционных почтовых отправлений, что заслуживает всяческих похвал.
По рекламе. Реклама банка-монополиста выглядит как «Летайте самолетами «Аэрофлота»! в период СССР. Тогда, по всей видимости, исключительно для поддержки отечественного рекламного и медийного рынка банк планирует потратить 150 057 000 тенге (или свыше 357 тысяч долларов) на наружную рекламу, бегущие строки и рекламу в СМИ, распределенные по десяткам лотов. Про возможные откаты, как это практикуется в некоторых недобросовестных компаниях, не думаем принципиально. Подозревать в подобном банк, чей председатель правления является членом партии бывшего странового рулевого – непозволительно.
Но что действительно похвально – так это тяга к знаниям. Нередко за морем (впрочем, можно совместить и с морем). Учеба за рубежом обойдется в 32 584 000 (или в 77 тысяч долларов), а еще предполагаются зарубежные выезды для участия в различных – крайне необходимых конференциях и форумах – что потянет на 15 210 000 тенге (или примерно 36 тысяч долларов). Разве что различный образовательный компонент почему-то предполагается закупать из одного источника…
Помимо знаний финансовые работники не забывают – и это правильно – о сохранении хорошей спортивной формы. Услуги по аренде (эксплуатации) спортивно-тренировочных объектов потянули на 19 293 000 миллиона (или почти на 46 тысяч долларов).
И еще один похвальный лот – покупка кофе на 2 500 000 тенге. Это может свидетельствовать только о том, что банковское начальство и ночами думает о своих заемщиках, и кофе здесь незаменим.
А вот что вызывает некоторые сомнения, так это затраты в размере 16 873 000 (или 40 тысяч все тех же долларов) на «услуги по проведению PR и аналогичных мероприятий». Так как не уверенности, что в банке есть собственная PR служба – в противном случае именно она должна была давать отповедь на критику и «клевету», но никак не полиция. Но даже в этом случае праздничные мероприятия – всегда позитив, и в отсутствии для половины населения «хлеба», можно было бы предоставить им «зрелищ».
Еще один позитивный момент выявился уже без участия Марата и Данаи. «Суммарное вознаграждение членов исполнительного органа АО «Жилстройсбербанк Казахстана» в период их нахождения в составе органа с 1 января по 31 декабря 2019 года составило Т267 350 302» – пишет информационное агентство КазТАГ. Вот эти счастливчики – по данным банка, в его правление на конец 2019 года входили семь человек: Ляззат Ибрагимова – председатель правления, а также Досым Енкебаев, Нурлан Акшанов, Мирас Бексембаев, Адлет Кожанбаев, Алия Айдарбекова и Жанар Жубаниязова. Безусловно, люди, не спящие ночами, заслужили эти скромные премии. Хотя на фоне зарплат сотрудников бывшего со-кредитора «Жилстройсбербанка» – фонда «Самрук-Казына» – нет ничего странного в том, что кофе руководству банка приходится закупать за счет организации. За 2019 год расходы по зарплате в фонде национального благосостояния составили Т209,94 млрд (или полмиллиарда долларов), пишет тот же КазТАГ.
В любом случае хорошо, что хоть кому-то хорошо в этот нелегкий для всей страны период.
PS. Конечно, мы никак не связываем партию власти с «наездом» на гражданских активистов. Общеизвестно, что за исключением выявленных коррупционеров она состоит исключительно из честных, благородных и бескорыстных людей. Не то, что российская партия «жуликов и воров», как называют некоторые в соседней стране свой аналог «Нур Отана».
* Последние три цифры округлены до нулей