В селе Талапкер под казахстанской столицей 8 августа почтили память активиста Дулата Агадила. Его не стало в феврале. Критик властей погиб в стенах следственного изолятора, по официальной версии, от сердечной недостаточности. На поминальный обед в дом семьи Агадила прибыли около 200 человек из разных регионов страны. Еще десятки приехать не смогли — их подвергли арестам в канун траурного мероприятия.
В скромный дом в селе Талапкер большое горе пришло в конце зимы. Поздним вечером 24 февраля полицейские забрали Дулата Агадила — кормильца многодетной семьи, участника протестных акций и блогера, освещавшего резонансные судебные процессы. На следующее утро полиция объявила, что он скончался от сердечной недостаточности в следственном изоляторе Нур-Султана.
Внезапная смерть гражданского активиста потрясла многих в Казахстане. В нескольких городах прошли массовые митинги, на которых звучали требования провести справедливое расследование обстоятельств гибели Агадила, призывы к отставке главы министерства внутренних дел и политического руководства страны.
Спустя пять с половиной месяцев в Талапкере организовали поминальный обед, на который прибыли около 200 человек из разных регионов.
После смерти активиста его соратники приняли решение помочь семье Агадила и построить для нее новый дом. Летом они снесли старый и начали возведение нового, средства на стройматериалы собирали через социальные сети. Приезжали активисты из других городов — помочь со строительством и поддержать вдову и сыновей Дулата Агадила. К августу дом завершили. Траурное мероприятие 8 августа прошло во дворе нового дома, где установили юрты и палатку, накрыли столы.
Тут же, во дворе, разместили инсталляцию — из дерева, колючей проволоки и цепи. Выжженная на дощечку надпись на трех языках (казахском, русском и английском) гласит: «Дулат Агадил. Права человека нарушены».
Перед поминальным обедом мать Дулата Агадила Гульбараш Жолмуханбетова и вдова активиста Гульнар Касымханова сказали, что категорически не согласны с позицией властей, которые назвали причиной смерти Агадила инфаркт. Они сказали, что требовали от государственных органов видеозапись нескольких часов пребывания Агадила в СИЗО, ставших последними в его жизни, но запись семье не предоставили.
Поминки проходили при полицейском усилении в селе. На въезде в Талапкер с утра стояли несколько машин и автобусы полиции.
До поминального обеда к дому прибыли аким села, представители полиции и санитарно-эпидемиологической службы. Они собрались сказать, что мероприятия с большим скоплением людей во время карантина по коронавирусу запрещены. Появление чиновников вызвало недовольство собравшихся.
— Вы забрали моего сына живым, а наутро отдали его тело. У меня теперь нет права его оплакивать? Он умер в вашем СИЗО. Не говорите мне ничего. Даже если [президент] Токаев придет, скажу так же. Уходите, — сказала мать Дулата Агадила представителям властей.
Чиновники ушли. Но на улице рядом с домом семьи Агадила дежурили бойцы полицейского спецназа. Они не вмешивались, наблюдали со стороны, время от времени запускали дроны над двором.
После молитвы и поминального обеда собравшиеся пошли на кладбище за чертой Талапкера, где похоронен Дулат Агадил. Полицейские шли рядом и снимали происходящее на видео.
— Наш брат Дулат Агадил — батыр 21-го века, вышедший из народа. Он был очень добродушным, смелым человеком, хорошим другом. Он боролся за то, чтобы в стране была справедливость, была свобода, — говорит приехавший из Кызылорды на поминки Марат Алтынбекулы.
В преддверии траурного мероприятия в Талапкере в нескольких регионах прошли задержания активистов, которые собирались ехать на поминки. Десятки подверглись арестам и штрафам по обвинению в участии в несогласованном собрании. Под собранием полиция и суды подразумевали шествие 24 июля, когда десятки людей из разных городов приехали в Талапкер и прошли от дома семьи Агадила до его могилы. Правозащитники считают, что преследования были продиктованы стремлением властей не допустить приезда большого количества людей на поминки 8 августа.
Под административный арест на 15 суток был отправлен один из близких друзей Дулата Агадила Ербол Есхожин, который строил дом для семьи активиста. Арестован также соратник Агадила житель столицы Серик Жахин.
Казахстанские правозащитники назвали смерть Дулата Агадила «политическим убийством» и потребовали, чтобы власти расследовали обстоятельства его смерти открыто и справедливо. Госдепартамент США, посольство Великобритании в Казахстане и Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ также призвали власти Казахстана провести открытое расследование смерти активиста.
После похорон активиста в Интернете появилось видео, снятое его соратниками. В кадре — тело Агадила, выданное родственникам из морга. Снимающий говорит, что на теле видны темные следы, предположительно следы пыток. Видео вызвало резонанс, прокуратура в тот же день провела брифинг с участием патологоанатомов, которые сказали, что темные следы на теле — это трупные пятна.
Еще до завершения следствия президента страны Касым-Жомарт Токаев в интервью местному изданию заявил, что смерть активиста не была насильственной.
Прокуратура Нур-Султана 28 мая объявила о прекращении уголовного дела по факту смерти: специальная комиссия пришла к заключению, что у Агадила не было телесных повреждений и он умер по естественным причинам. Родственники не согласились с этим решением и подали жалобу.
ИСТОЧНИК:
Радио «Азаттык»
https://rus.azattyq.org/a/kazakhstan-dulat-agadil-memorial-talapker/30773255.html