В Казахстане обвинения в «терроризме» и «экстремизме» трудно поддаются верификации, а в некоторых случаях «по всей видимости, связаны с политической оппозиционной деятельностью» – такой вывод сдержится в опубликованном страновом отчете о терроризме Государственного департамента США за 2019 год.
«По оценкам местных исследователей, до 90 процентов обвинений в терроризме и экстремизме не связаны с [совершенными] или запланированными актами насилия», – отмечают авторы документа. Они, в частности, упоминают дело девятерых казахстанцев, осужденных в августе в Алматы на длительные сроки по обвинениям в «пропаганде терроризма» и «религиозной розни» за обмен религиозным контентом в группе в WhatsApp’е.
Согласно докладу, «правоохранительные органы [Казахстана] по-прежнему обладают широкими полномочиями при трактовке того, что является «терроризмом» и «экстремизмом». Это делает уязвимыми к преследованиям политических оппонентов и сторонников несанкционированных религиозных групп”.
В документе также говорится, что внедряемая в стране пятилетняя программа против «религиозного экстремизма и терроризма» с бюджетом около 900 миллионов долларов «продолжает ограничивать религиозную практику» и «вызывать опасения, что усилия правительства могут быть контрпродуктивными».
Обвинения, связанные с экстремизмом, в Казахстане в последние годы часто выдвигаются против граждан, которым вменяется в вину поддержка движения «Демократический выбор Казахстана» (ДВК). Его основателем является давний оппонент режима Мухтар Аблязов, экс-банкир, проживающий за рубежом. В 2018 году казахстанские власти объявили, что суд в столице признал данную организацию «экстремистской» и запретил ее деятельность. В прошлогодней резолюции Европарламента ДВК классифицируется как «мирное оппозиционное движение».
В мае этого года к «экстремистским организациям» было причислено движение «Көше партиясы», образованное в феврале. Ходатайство об этом подала Генпрокуратура, сочтя его структурой, в которую «трансформировалось» ДВК.
О том, что в Казахстане продолжают нарушать права религиозных групп и преследовать за религиозные убеждения, говорится и в июньском докладе Госдепа о состоянии религиозной свободы в мире. Кроме того, в конце апреля Комиссия США по международной религиозной свободе сообщала, что Казахстан включен в список «государств, нуждающихся в особом контроле» за нарушения религиозной свободы.
Одновременно Госдеп дает и положительную оценку антитеррористическим усилиям страны, в том числе программе репатриации казахстанцев из боевых зон на Ближнем Востоке «Жусан», в рамках которой на родину были возвращены почти 600 человек. Этими мерами, утверждают авторы отчета, Казахстан «показывал пример миру»: «подвергая суду подозреваемых в террористической деятельности за границей и проводя реабилитацию и реинтеграцию остальных».
Оценивая глобальную ситуацию, авторы доклада заявили, что «несмотря на ряд успехов, в мире сохраняются опасные террористические угрозы». В Госдепе считают, что группировка «Исламское государство», несмотря на потерю ею лидера и территорий, «адаптировалась, чтобы продолжать борьбу через своих сторонников по всей планете».
К другим угрозам отнесены деятельность «иранского режима и его прокси», «продолжающих планировать теракты в глобальных масштабах»; террористическая организация «Аль-Каида», «сохраняющая устойчивость», несмотря на устранение ее лидера – Хамзы бин Ладена, сына основателя Усамы бин Ладена.
Госдеп также упоминает угрозу терроризма с расовой и этнической составляющей, в особенности «терроризма на основе превосходства белой расы».
ИСТОЧНИК:
Радио «Азаттык»