12 июня в Специализированном межрайонном уголовном суде Алматинской области, расположенном в городе Каскелене, назначено оглашение приговора по делу о смерти жителя села Узынагаш – райцентра Жамбылского района. Органы предварительного следствия сочли эту смерть убийством и обвинили в нём четверых человек – трёх женщин и одного мужчину.
Ни в коем случае не пытаясь как-либо предвосхитить ожидаемый приговор и тем более как-то повлиять на его содержание, мы тем не менее считаем необходимым рассказать читателям нашего сайта о некоторых обстоятельствах этого дела, связанных с жалобами двоих из сегодняшних подсудимых на применение к ним пыток в ходе следствия. Вот что стало известно юристам Бюро по правам человека из обращения их родственников.
По версии обвинения, Азамат Исмаилов и его сестра Айгерим Жунисова были исполнителями заказного убийства пожилого мужчины, заказ на которое им сделала супруга потерпевшего. На это её подвигли неприязненные взаимоотношения и постоянные ссоры с супругом, причиной которых был имущественный спор о юридическом переоформлении их дома. По словам супруги, муж боялся остаться без жилья в том случае, если после её смерти дом перейдёт к её наследникам, поэтому в ходе семейных ссор с его стороны в адрес жены раздавались угрозы физической расправы. На этой почве у женщины возник преступный умысел на организацию убийства мужа, для реализации которого она привлекла в качестве исполнителей Жунисову и Исмаилова за денежное вознаграждение, – утверждает следствие.
Что же до методов, с помощью которых следствие пришло к таким выводам, то дело происходило следующим образом.
Без малого год назад, а именно 18 июня 2019 года сотрудники Департамента полиции Алматинской области задержали на перекрестке двух алматинских улиц жительницу Жамбылского района Айгерим Жунисову. Задержанную доставили в здание представительства ДП Алматинской области в городе Алматы. Задержание не было нигде зафиксировано, в связи с чем оперативники департамента потом отвечали на все вопросы по данному делу, что никто не удерживал Жунисову, она сама уходила из здания представительства и возвращалась туда на допросы. При этом сам факт проведения допроса или других процессуальных действий также нигде не зафиксирован.
19 июня по указанию и под угрозами оперативников Айгерим Жунисова вызвала по телефону своего брата Азамата Исмаилова. Войдя в здание представительства ДП во второй половине дня, он находился там до полуночи с 19 на 20 июня, после чего дал признательные показания, оговорив себя с целью прекращения пыток, применяемых оперативниками к нему и его сестре. Пыточный репертуар был самый что ни на есть классический, вроде надевания противогаза с зажиманием дыхательного шланга.
Одновременно с этим другие полицейские с применением обмана похищают и увозят других подозреваемых двух пожилых женщин из Узынагаша сначала в Алматы, затем в областной центр Талдыкорган и удерживают их там полтора месяца под предлогом охраны, притом что сами женщины не просили их охранять. Всё это время от них требовали дать нужные следствию показания, не разъясняя допрашиваемым их права и возможные правовые последствия.
В ходе судебного процесса выяснилось, что следователь подгонял показания всех подозреваемых в нужную ему сторону, а в некоторых случаях прямо указывал подследственным и свидетелям, что им нужно говорить и делать. Кроме того, в ходе процесса выяснились два совсем уж скандальных факта. Сначала оперативники, охранявшие двух пожилых женщин, долго время проживали в доме одной из них с той целью, чтобы она не изменила свои показания, при этом питались за её счёт. А потом уже следователь по делу об убийстве параллельно основному делу возбудил ещё одно дело против одного из свидетелей по факту мошенничества, а затем прекратил его за вознаграждение. Однако ни прокуратура, ни суд не дали правовой оценки этим фактам, по ним даже не было назначено какой-либо проверки – просто выслушали и поехали дальше.
А ещё в этом деле обращает на себя внимание фактор времени. Казалось бы, если следствие началось ещё летом прошлого года, то и завершить его могли бы до конца года, а если даже и в новом году, то хотя бы до начала пандемии коронавируса и связанных с нею карантинных мер, резко изменивших порядок работы наших судов. Теперь судебные процессы проходят в онлайн-режиме, что в описанном выше случае выглядит так: судья и прокурор сидят в Каскелене подсудимые – в следственном изоляторе СИ-18 в Алматы. По свидетельству родственников потерпевших, связь между кабинетом судьи и помещением, куда приводят подсудимых для участия в процессе, работает с пятого на десятое, из-за чего многие важные моменты судоговорения, что называется, провисают в воздухе.
Оглашение приговора, как выше уже говорилось, ожидается завтра.