Всем спать!

10.06.2020

В Костанае вместо митинга прошли произвольные задержания нескольких горожан. Задерживая женщин, полицейские вели себя, как и положено вести стражам порядка в отношении дам: душили, выкручивали пальцы, затаскивали в авто.

6 июня даже обычно «спящие» регионы предприняли попытку откликнуться на призыв инициаторов по созданию «Демократической партии» и выйти на митинг. Как это было в Костанае…

Как и везде власти города решили срочно проводить дезинфекцию, причем, именно в том квадрате, где могли собраться потенциальные митингующие.

По границе оцепленного периметра дежурили сотрудники правоохранительных органов в специальном костюме (комбинезон, маска). Всех граждан, пытающихся пройти на участок, просили выбрать иной маршрут. Помимо костюмированных полицейских там же «работали» оперативные сотрудники в гражданской одежде. Отличительные черты: сумка, рюкзак, телефон и наличие наушников. В некоторых случаях рации.

Поступило сообщение о задержании двух женщин, которые были доставлены в отделение полиции. Позвонив по телефону одной из задержанных, та сообщила, что о применении физической силы во время задержания. После чего в телефоне раздался женский крик, звонок прекратился и номер стал недоступен.

По прибытию в ОВД Костаная происходило следующее. Дверь в здание полиции оказалось закрыто изнутри, за дверью раздавались женские крики. После попытки войти в здание, дверь открыла сотрудница правоохранительной органов. В этот момент две женщины (Жанна Рыспаева и Ольга Жайлаубаева.) были окружены шестью-семью сотрудниками полиции, в стороне стояли мужчины в гражданской одежде (как позже выяснилось, это те самые, которые применили в отношении женщин силу, доставив их в отделение). При выяснении обстоятельств задержания, начальник следственного отдела С.Бугай сообщил, что дежурным вызвана скорая помощь, после чего пострадавшие будут допрошены.

Как рассказали задержанные, их «взяли» на улице без всякой мотивации, при этом одной вручили повестку. Одна из женщин попыталась снять момент «задержания», но ее смартфон отобрали в грубой форме. После чего ее стали душить, выворачивать пальцы и тащить в автомобиль.

https://www.facebook.com/100026125957198/videos/543862156494645/

В момент выяснения всех обстоятельств сотрудники полиции, включая проводивших захват женщин, ушли из здания. Вместо них прибыла скорая помощь и врачи приступили к осмотру пострадавших от произвола. Вскоре прибыл и адвокат. После посещения травмпункта и получения справок о наличии телесных повреждений все вернулись в здание полиции, чтобы писать заявления уже в отношении полицейских.

Там их уже ждали господин Бугай и начальник следственного отдела Управления собственной безопасности Ткаченко вместе с лицами, доставивших женщин. Полицейские лица сразу же были опознаны, однако никто из них даже не помыслил представиться. Не стал выдавать своих и Ткаченко, зато стражи порядка изрядно потешались над происходящим. Когда же автор попытался заснять их веселье на видео, они, окружив толпой, потребовали выключить мобильный телефон.

Тем не менее пострадавших и их адвоката зарегистрировали и Жайлаубаеву вместе с адвокатом провели на допрос и написание жалобы на действия полиции. Сотрудник Бюро по правам человека остался с Рыспаевой, тогда полицейские стали предлагать и ей написать жалобу и увести «на беседу». Беседу без протокола вместе с монитором и пострадавшей пытался провести все тот же Ткаченко. Ему заявили, что любые действия – только в присутствии адвоката.

После опроса Жайлаубаева в дежурной части потребовала вернуть телефоны, изъятые при задержании. Дежурный сообщил, что, возможно, мобильные устройства находятся в ячейке. При проверке ячеек в одной из них (не закрытой на ключ) обнаружились все три аппарата.

8 июня 2020 г. пострадавшие от действий сотрудников костанайской полиции обратились в офис филиала Бюро по правам человека по факту незаконного задержания 6 июня 2020 г. Также выяснилось, что в этот день таким же образом было схвачено шесть человек. По данному проводится сбор заявлений для коллективного обращения в прокуратуру г. Костанай.