В ЗКО введен мораторий на соблюдение конституционных прав трудящихся.
В ответ на массовые нарушения прав трудящихся одного из ТОО Управление по инспекции труда ЗКО прямо дало понять: до 1 января 2023 года работодателям «малого бизнеса» дан карт-бланш на нарушение трудового законодательства, ведение двойной бухгалтерии, уклонение от выплаты налогов. Все-равно проверять никого не станут.
В разгар пандемии в Уральске в филиал правозащитной организации обратились три работницы ТОО «Абсолют ОПТ» и ИП «Беляев С.М.» в связи с нарушением их конституционных и трудовых прав со стороны работодателей.
В частности, одна из них работала заведующей торгового отдела с 2013 года и была уволена по устному распоряжению, т.е. 20 марта 2020 года ей просто дали понять: на работу она может больше не приходить. В обращении заявительницы указывается, что ее стаж работы в ТОО «Абсолют ОПТ» исчисляется с августа 2013 года по настоящее время. До настоящего времени ей не выплачена заработная плата за февраль и март 2020 года в размере 181935 тенге. График рабочего времени установлен в виде двух дней по 15 часов с двумя выходными, таким образом, переработка сверхурочных часов составляла 35 часов в неделю при предельно допустимыми в соответствии с трудовым законодательством два часа в неделю, 12 часов в месяц и 120 часов в год.
В таком режиме женщина отработала в ТОО почти семь лет, при этом, сверхурочные часы, выходные и праздничные дни работодателем не оплачивались, индивидуальный трудовой договор не заключался, а очередные оплачиваемые отпуска не предоставлялись в течение семи лет не только ей, но всем работникам ТОО «Абсолют ОПТ».
Более того, после так называемого «сокращения» или «увольнения» работодателем не был произведен полный расчет и компенсация за неиспользованный трудовой отпуск за весь период работы и не выплачены причитающиеся компенсационные выплаты согласно п.1 п.п.2 статьи 131 ТК РК. Кроме того, заявительница указывает, что в целях уклонения от налогообложения работодатель создал ИП «Беляев С.М.».
Вторая работница ТОО «Абсолют ОПТ» (и одновременно ИП «Беляев С.М.») в своем обращении указала, что 1 марта 2020 года работодатель запретил ей выходить на работу и незаконно, без издания соответствующего приказа, «отправил в отпуск» без сохранения заработной платы в связи с якобы «тяжелым финансовым положением». И она была вынуждена согласиться на очевидное беззаконие из-за опасения потери работы и в надежде на порядочность работодателей.
1 апреля 2020 года ее «отпуск без содержания» закончился, и она позвонила в магазин, чтобы узнать дату выхода. На что другие сотрудники «обрадовали»: пока ее не было, женщину тихо сократили. Без уведомления за месяц, без вручения приказа под личную роспись. Стаж работы женщины в ТОО также исчисляется с 2013 года по настоящее время и график рабочего времени составлен, как и в предыдущем случае. Все повторилось как под копирку: ни одних выплат за переработку, ни одного отпуска за семь лет, без компенсаций за неиспользованный отпуск, без заключения трудового договора.
До достижения пенсионного возраста второй работницы осталось полтора года и ее «сокращение» является тем более незаконным, т.к. в соответствии с нормами п.1 ст. 53 Трудового кодекса, не допускается расторжение трудового договора с работниками до достижения пенсионного возраста, которым осталось менее двух лет.
И да – на ее место был принят новый работник.
Третий работник проработал в аналогичных условиях шесть лет. Разве что он уволился по собственному желанию, не получив не только всех причитающихся выплат, но и полного расчета.
По этим трем обращениям нами были подготовлены и направлены три обращения на имя прокурора ЗКО, указав на все допущенные грубые нарушения трудового законодательства.
К тому же в филиал Бюро по правам человека обратились и другие «жертвы» ТОО «Абсолют ОПТ», что свидетельствует о системном и массовом нарушении прав граждан.
Результаты не замедлили сказаться и 14 мая 2020 года все три наших обращения в интересах заявителей были перенаправлены прокуратурой области (в порядке п.6 ст. 7 Закона «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц») на имя руководителя Управления по инспекции труда ЗКО А.Айтуевой (здесь необходимо отметить, что это не поручение надзорного органа, а направление иному субъекту государственной власти для рассмотрения по существу).
При этом на данную законодательную норму ссылаются, когда обращение, поступившее субъекту или должностному лицу, не входит в компетенцию и разрешение поставленных в обращении вопросов. В этом случае в срок – не позднее трех рабочих дней со дня его поступления субъекту или должностному лицу обращение направляется соответствующим субъектам с сообщением об этом заявителю.
Таким образом, из данного ответа органов прокуратуры следует, что надзорный орган не занимается вопросами защиты конституционного права на вознаграждение и иных нарушений в сфере трудового законодательства.
Руководитель уполномоченного органа по труду поручил рассмотреть обращения своему заместителю, та – начальнику отдела, он, в свою очередь, перекинул дело главному специалисту Лукпанову… По-видимому, последнему уже не на кого было переложить рассмотрение, и он подготовил три ответа (как под копирку), подписанные замруководителя управления по инспекции труда Туйгинбетовым.
«В соответствии с п.4 ст.7 Закона «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» Республики Казахстан обращение может вноситься через представителя физического или юридического лица. Оформление представительства производится в порядке, установленном гражданским законодательством Республики Казахстан. Требованиями гражданского законодательства РК установлено, что представительство осуществляется путем оформления доверенности…» – говорится в ответе.
Другими словами, трудозащитники нашли причину не отвечать на запрос: нет доверенности от заявителей.
Зато не забыли сослаться на указ президента о прекращении с 1 января 2020 года до 1 января 2023 года проверки объектов малого предпринимательства (включая проверки по соблюдению трудового законодательства). В завершении жалобщикам предлагают обратиться в суд.
Исполнители этого опуса, видимо, плохо читали Закон РК «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» № 221 и не знакомились с принципами, изложенными в статье 4 вышеназванного закона, где четко указано, что «основными принципами регулирования правоотношений, связанных с рассмотрением обращений физических и юридических лиц, являются: законность; единство требований к обращениям; гарантии соблюдения прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц; недопустимость проявлений бюрократизма и волокиты при рассмотрении обращений; равенство физических и юридических лиц; прозрачность деятельности субъектов и должностных лиц при рассмотрении обращений».
Кроме того, филиал правозащитной организации действует в правовом поле национального законодательства, руководствуясь уставом и положением о филиале, и вовсе не выступает в качестве представителя заявителей, обратившихся в правозащитную организацию в связи с нарушением их конституционных прав, трудового и налогового законодательства со стороны работодателя.
При таких обстоятельствах требование у Западно-Казахстанского филиала Бюро по правам человека нотариальной доверенности является, во-первых, полным абсурдом, во-вторых, свидетельствует о нежелании рассматривать по существу обращения граждан, чьи конституционные права были попраны, в-третьих, обращения граждан подписаны ими лично, соответствуют требованиям ст. 6 Закона, направлены через портал электронного Правительства для граждан и направлены в порядке п.6 ст. 7 Закона прокуратурой ЗКО!
Надо полагать, что в данном случае заместитель руководителя уполномоченного органа по труду игнорирует не только обращения граждан, правозащитной организации, но и указание прокуратуры?
Нужно отметить, что этот уполномоченный орган в сфере трудовых отношений и ранее уклонялся путем направления в филиал правозащитной организации различных отписок с различными требованиями оформления: как например, предоставления ИИН, которое согласно закона предоставляется по желанию заявителя и не является обязательными данными. Кроме того, заместитель руководителя этого органа по труду сослался на мораторий по проведению проверок. Между тем, подпунктом 1) пункта 1 вышеназванного указа прямо установлено, что: «Центральным государственным и местным исполнительным органам прекратить с 1 января 2020 года до 1 января 2023 года проверки и профилактический контроль и надзор с посещением субъектов малого предпринимательства, в том числе субъектов микропредпринимательства, за исключением: проверок, направленных на предотвращение или устранение нарушений, которые потенциально несут массовую угрозу жизни и здоровью населения, окружающей среде, законности и общественному порядку; прямую или непосредственную угрозу конституционному строю и национальной безопасности, а также проводимых по основаниям, предусмотренным Законом Республики Казахстан от 4 июля 2003 года “О государственном регулировании, контроле и надзоре финансового рынка и финансовых организаций”».
Из ответа замруководителя Туйгинбетова прямо следует, что теперь до 1 января 2023 года можно сколько угодно не выплачивать заработную плату, незаконно увольнять граждан, вести двойную бухгалтерию, не перечислять обязательные пенсионные платежи, они все равно не будут проводить никаких проверок.
Непонятно тогда, зачем содержать на деньги налогоплательщиков все это управление, если оно не защищает конституционные права граждан?
В сложившийся ситуации предлагаю на время моратория на проведение проверок отправить управление по инспекции труда ЗКО в полном составе в административный отпуск без содержания до 1 января 2023 года, пока не закончится мораторий, а сэкономленные средства направить на выплату социальных пособий малообеспеченным гражданам.