22 февраля в нескольких городах Казахстана прошли мирные протесты. В южной столице организаторы Демократической партии назначили на 11:00 митинг протеста против фактического срыва властями учредительного съезда этой партии, который должен был пройти в этот день в Алматы. А на 14:00 находящийся в эмиграции лидер запрещённой без малого два года назад организации «Демократический выбор Казахстана» призвал своих сторонников во всех регионах РК выйти на митинги с требованиями освобождения политзаключённых и восстановления бесплатных медицины и образования.
В южной столице оба митинга должны были пройти на площади Астана, называемой алматинцами Старой площадью. С раннего утра весь прилегающий к площади район был оцеплен полицейскими и бойцами СОБРа, каковое оцепление было снято лишь вечером. Наряду с тотальным непусканием людей внутрь «запретного города» полицейские производили точечные задержания людей, пытавшихся принять участие в митингах. Однако ещё до того был произведён целый ряд задержаний вдали от ожидаемого места проведения митингов, в том числе и прямо на дому или на выходе из дома.
К утру понедельника было подсчитано общее количество задержанных накануне, во время и после так по существу и не состоявшихся митингов. Всего зафиксировано порядка 300 задержаний в 16-ти городах. Большинство задержанных в конце концов отпустили из полицейских участков, однако 26 человек привлекли к административной ответственности, из которых 13 человек были арестованы на сроки от 3 до 15 суток, а другие 13 человек подвергнуты денежным штрафам. Кроме того, ещё до митингового дня, то есть на протяжении недели с 17 по 21 февраля в разных регионах были произведены 73 превентивных задержания, после которых 33 человека получили административные аресты.
Самая необычная история оказалась у молодого лидера Демократической партии Жанболата Мамая. Его задержали на дому в пригородном посёлке Кыргаулды в ночь с пятницы на субботу, а ранним субботним утром (в пять часов утра!) привезли в райцентр Каскелен, где Карасайский районный суд отвесил ему трое суток ареста за призыв к проведению митинга 22 февраля.
Однако уже через двое суток Мамая вновь привезли в Карасайский райсуд, где провели видеоконференцию с Алматинским областным судом в Талдыкоргане. В ходе этой конференции прокурор Карасайского района опротестовал постановление суда об аресте Мамая на трое суток и ввиду наличия у Жанболата двух маленьких детей и попросил облсуд сократить этот срок до двух суток. Суд согласился с требованием прокурора и огласил соответствующее постановление, после чего полицейские Карасайского РУПа отвезли Мамая домой.
Приветствуя отрадный факт столь досрочного освобождения Жанболата Мамая, известная правозащитница Бахытжан Торегожина на своей ФБ-странице напомнила об остальных административно арестованных и задала риторический вопрос: что за дискриминация, почему их дела не пересматривают по тому же сценарию? Продолжу мысль уважаемой мною коллеги собственным риторическим вопросом: а действительно, почему бы прокурорам всех городов и районов, требовавшим на недавних адмсудах наказать подсудимых 5-ю, 10-ю или 15-ю сутками ареста, не начать новую неделю с вынесения протестов на соответствующие постановления адмсудов и потребовать снизить им всем сроки до фактически отбытого? Тогда судьям, которые будут рассматривать эти протесты, останется дружно согласиться с надзорным органом и освободить всех митинговых и демпартийных арестантов. Пусть даже не «по чистой», а хотя бы таким вот компромиссным образом.
Понятно, что для реализации этого плана должно поступить вышестоящее указание, которое наверняка имело место в случае с Жанболатом Мамаем. И уж тем более такое указание, а точнее политическая воля для отдания оного, нужны для того, чтобы сдвинулся с мёртвой точки процесс освобождения политических узников, осуждённых в прошлые годы и продолжающих отбывать сроки. Точно так же нужна политическая воля для того, чтобы прекратить наконец борьбу против митингов, приняв давно обещанный закон о мирных собраниях, в котором разрешительный порядок проведения я оных будет заменён на уведомительный.
Точно так же давно пора отменить пресловутое судебное решение о запрете ДВК, на которое всегда ссылаются исполнители запретительных мероприятий. Кстати, через двадцать дней грядёт вторая годовщина вынесения того решения – почему бы не отпраздновать эту красную (чёрную) дату таким вот освободительным образом? А ещё через шесть дней будем праздновать первую годовщину президентской рокировки – тоже хороший повод для такого акта политической весны. На этом фоне совсем уже просто было бы юридически зарегистрировать вновь созданную Демократическую партию вместо того, чтобы срывать проведение её учредительного съезда.
Конечно, всё это не более чем «мечты, мечты», но ведь сказано же, что сбыча мечт – сто голов с плеч, вопрос только о том, у кого именно голову с плеч – у тех, кто мечтает, или у тех, от кого зависит сбыча?