И.И. – В прошлом году Казахстан отчитывался по Универсальному Периодическому Обзору? Что это, чем это важно для нас?
Р.А. – Универсальный периодический обзор (УПО) представляет собой уникальный механизм для государств-членов ООН. УПО охватывает весь спектр прав и свобод, т.е., это сверка ситуации обзора информации по правам человека во всех государствах-членах ООН. УПО входит в структуру Совета по правам человека и предоставляет возможность каждой стране информировать о предпринятых ею мерах с целью улучшения положения в области прав человека, а также выполнять свои обязательства в данной сфере.
УПО стремится гарантировать равный подход ко всем государствам во время анализа ситуации в области прав человека, что является одной из главных характеристик.
Данный механизм призван достичь конечную цель, заключающуюся в улучшении положения в области прав человека во всех странах и борьбе с правонарушениями в любой точке планеты. В настоящее время не существует ни одного подобного универсального механизма.
Естественно, для нас, правозащитников, это очень важно; это еще одна возможность повлиять на изменение ситуации в стране по выполнению обязательств и соблюдению прав человека. Именно поэтому правозащитники Казахстана объеденились в Коалицию и начали активно работать с 2009 года, за год до оточетности государства Казахстан в Совете ООН. И, конечно, КМБПЧ, являясь инициатором и координатором Коалиции НПО Казахстана по УПО, прекрасно понимало, что в Рабочей группе Совета ООН представлены делегации государств, что от них Казахстану будут даны, в основном, более дипломатичные и размытые рекомендации. Но, в тоже время, это один из лучших механизмов влияния на государство, чтобы заставить улучшить ситуацию в сфере прав человека. Так как с одной стороны право принятия и выбора рекомендаций от трех ответственных докладчиков по Казахстану и Рабочей группы Совета ООН по правам человека остается за Казахстаном, но, тем не менее, у правозащитников и Рабочей группы есть возможность через 4 года обратить внимание страны на непринятые рекомендации или о которых страна заявила на Обзоре, что они выполнены.
И.И. – Выполнил ли Казахстан все предыдущие рекомендации?
Р.А. – В 2014 году Рабочей группой Совета ООН по правам человека по результатам рассмотрения Второго периодического доклада Республики Казахстан в рамках УПО было представлено 198 рекомендаций. В марте 2015 года Республикой Казахстан были приняты 147 рекомендаций и не приняты 51 рекомендация.
По результатам общей оценки выполнения рекомендаций в рамках УПО Коалиция НПО Казахстана по УПО получила следующие результаты по 147 рекомендациям (51 – отклонена): полностью выполнено – 10 рекомендаций; частично выполнено (находятся в стадии выполнения) – 103 рекомендации; не выполнены – 33 рекомендации.
Спустя год в 2016 году Казахстан был рассмотрен Комитетом ООН по правам человека и получил рекомендации по выполнению Международного Пакта о Гражданских и Политических Правах (МПГПП). 3 рекомендации были выбраны для процедуры последующей деятельности, по выполнению которых были сделаны соответствующие оценки по следующим темам: а) пытки и жестокое обращение, б) свобода ассоциаций и участия в общественной жизни, в) привлечение к ответственности за нарушения прав человека в связи с событиями в Жанаозене.
Оценка Комитета в августе 2018 года выявила, что Казахстан получил в основном степень «С», что означает, что никакие шаги не были предприняты для выполнения рекомендаций. Некоторые рекомендации получили степень «В», что означает частичное выполнение рекомендаций, но, при этом, отсутствие необходимых дальнейших действий.
На данный момент у правозащитного сообщества Казахстана сильно расходятся с правительством оценки того, как выполняются рекомендации стран – членов Совета ООН по правам человека. Из позитива можно отметить, что по оценкам экспертов гражданского общества немного рекомендаций совсем не выполнены, а большей частью такие рекомендации находятся в процессе имплементации. Из негатива – по сравнению с предыдущим циклом УПО резко увеличилось количество рекомендаций, которые государство отклонило и то, что, по существу, ряд ключевых рекомендаций концептуального характера не выполнены.
7 ноября 2019г. в Женеве официальная делегация Казахстана презентовала очередной отчет о выполнении рекомендаций СПЧ ООН в рамках УПО в ходе 34-й сессии Совета ООН по правам человека. В данный момент эксперты Коалиции ждут окончательный вариант Доклада Рабочей группы по результатам рассмотрения данного отчета для продолжения деятельности по мониторингу выполнения как новых, так и предыдущий рекомендаций СПЧ ООН Казахстану.
И.И. – Какие основные проблемы озвучивались правозащитниками в этот раз?
Р.А. – С 7 по 10 октября 2019г. 13 представителей Коалиции НПО Казахстана по УПО из 7 организаций (Евгений Жовтис, Роза Акылбекова, Жемис Турмагамбетова, Тамара Калеева, Амангельды Шорманбаев, Татьяна Чернобиль, Зульфия Байсакова, Куат Рахимбердин, Эльвира Ватлина, Анара Ибраева, Денис Дживага, Диана Березовская, Маргарита Ходус) приняли участие в ряде встреч с представителями Постоянных дипломатических миссий и международных организаций в ходе своей поездки в Женеву для участия в пред-сессии Совета ООН по правам человека по Казахстану в рамках третьего цикла Универсального Периодического Обзора (УПО).
Для пред-сессии НПО, проводимой в рамках 34-й сессии Совета ООН по правам человека, Коалиция НПО Казахстана по УПО подготовила 4 тематических доклада, которые содержат актуальную информацию по выполнению Казахстаном предыдущих рекомендаций СПЧ ООН в рамках УПО (Комментарии Коалиции неправительственных организаций Казахстана по Универсальному периодическому обзору (УПО) в отношении выполнения Республикой Казахстан рекомендаций по результатам рассмотрения Второго периодического доклада Республики Казахстан в рамках УПО). Комментарии охватывают почти все сферы прав человека: политические права и гражданские свободы; социальные, экономические и культурные права; фундаментальные права. Кроме того, Коалиция НПО Казахстана против пыток подготовила отдельный документ по выполнению рекомендаций в области борьбы с пытками. Доклады были отправлены в УВКПЧ ООН согласно установленной процедуре. КМБПЧ и его партнерами – Центром по гражданским и политическим правам – было организовано 10 встреч с заинтересованными Постоянными Миссиями государств (Ирландия, Германия, Португалия, Италия, Франция, Уругвай, Словения, Мексика, Чехия, Норвегия).
В Briefing paper – специально подготовленном для данных встреч документе – было озвучено более 30 вопросов, которые могли бы задать, и более 50 рекомендаций, которые могли бы предложить члены Совета ООН по правам человека в ходе рассмотрения третьего отчёта Республики Казахстан в рамках Универсального периодического обзора.
Необходимо отметить, что кроме маститых экспертов правозащитного общества делали первые шаги молодые правозащитники Казахстана, которые также могли передать свой подготовленный доклад по пяти направлениям на данных встречах, а также некоторые могли выступить по своим темам перед миссиями.
КМБПЧ совместно с партнерами из Центра по гражданским и политическим правам подготовили карточки по выполнению рекомендаций УПО на самые приоритетные темы, которые были также розданы всем заинтересованным миссиям и представителям международных организаций.
10 октября 2019г. члены делегации Коалиции НПО Казахстана по УПО приняли участие в пред-сессии СПЧ ООН в рамках УПО. В зале присутствовало более 25 представителей постоянных миссий стран членов СПЧ ООН; представители постоянной миссии Казахстана в Женеве; Уполномоченный по правам человека в РК Э.А.Азимова и представители международных организаций.
Спикерами от Коалиции НПО Казахстана по УПО на пред-сессии выступили Е.Жовтис, Э.Ватлина, А.Ибраева, которые, также, озвучили свои соображения по поводу текущей ситуации с выполнением рекомендаций СПЧ ООН Казахстану в рамках УПО.
В этот раз, как и ранее, мы постарались озвучить самые важные вопросы, проблемы. В том числе, новые положения в законах, которые откатывают Казахстан в плане прав человека далеко назад. В 2017 году в статью 10 Конституции Казахстана, которая ранее запрещала лишение гражданства, были внесены изменения, в соответствии с которыми теперь лишение гражданства допускается по решению суда за совершение террористических преступлений, а также за причинение иного тяжкого вреда жизненно важным интересам Республики Казахстан. При этом законодательство Республики Казахстан не допускает двойного гражданства. Таким образом, несмотря на призывы УВКБ ООН к решительным мерам по сокращению безгражданства, Республика Казахстан не только до сих пор не присоединилась к Конвенции о статусе апатридов и Конвенции о сокращении безгражданства, но и приняла законодательные положения, поощряющие безгражданство, поскольку граждане Казахстана, лишённые гражданства, станут лицами без гражданства. Мы призвали государство отменить положения национального законодательства, поощряющие безгражданство.
Также озвучили проблему с правом на участие в управлении своей страной и на справедливые свободные выборы, так как и то, и другое продолжает оставаться неудовлетворительным. Политическая оппозиция не представлена в парламенте или в местных представительных органах власти. Она также не имеет эффективного доступа к общенациональным средствам массовой информации. Избирательные комиссии всех уровней не представляются независимыми, а процедуры подсчета голосов и оглашения результатов подвергаются справедливой критике. За всё время наблюдения ни местные независимые наблюдатели, ни миссии по наблюдению за выборами ОБСЕ и Европейского союза не признавали, как выборы президента Республики Казахстан, так и парламентские и местные выборы соответствующими международным стандартам свободных и справедливых выборов, в том числе, прошедшие в июне 2019 года выборы президента Республики Казахстан.
Опять же была озвучена проблема права на свободу объединения. Продолжается давление на независимые профсоюзы, в том числе, в связи с принятием в 2014 году нового Закона о профсоюзах, вызвавшего серьёзную критику Международной организации труда и Международной федерации свободных профсоюзов. Применение этого закона привело к ликвидации многих независимых профсоюзов, в том числе Конфедерации независимых профсоюзов Республики Казахстан и преследованию её президента Ларисы Харьковой и других активистов.
Мы призывали государство привести законодательство и правоприменительную практику в области обеспечения права на свободу объединения в соответствие с международными стандартами прав и свобод человека, устанавливающими право человека создавать или вступать в объединения, союзы, ассоциации, включая статьи 19, 22 и 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, в том числе и неформального характера, а также пересмотреть законодательство о профсоюзах и привести его в соответствие с международными стандартами, рекомендациями Международной организации труда и международных профсоюзных объединений.
Говорили и о проблеме по свободе на мирные собрания. Почти все рекомендации, касающиеся права на свободу мирных собраний, в частности Словении, Коста-Рики, Швейцарии, Германии, Мексики были отклонены государством. Продолжает действовать Закон о порядке организации и проведения мирных собраний в Республике Казахстан, принятый ещё в 1995 году, и с тех пор не подвергавшийся изменениям. Проведение мирных собраний возможно только по предварительно полученному разрешению, и во всех областях и городах республиканского значения проведение мирных собраний возможно только в одном-двух отведенных для этого местах, обычно в удалённых районах. Власти широко используют «превентивные задержания» и административные аресты организаторов и потенциальных участников мирных собраний ещё до их проведения. В мае-июне 2019 года, в частности после выборов президента Республики Казахстан, было задержано более 4000 участников мирных акций протеста и более тысячи осуждены, что отметила Верховный комиссар ООН в своём выступлении на открытии 42-ой сессии Совета ООН по права человека. Так и не выполнены рекомендации Верховного комиссара ООН по правам человека и Комитета ООН по правам человека по созданию международной комиссии по расследованию трагических событий в городе Жанаозен и на железнодорожной станции Шетпе в 2011 году. Данная рекомендация была также выбрана Комитетом ООН по правам человека в качестве рекомендации, необходимой для выполнения в срочном порядке, в рамках процедуры сопровождения последующей деятельности. Рекомендации была дана оценка «С» Комитетом ООН по правам человека, что означает отсутствие прогресса в ее выполнении (не выполнение).
Ряд рекомендаций, касающихся свободы совести, религии или убеждений, в частности Нидерландов, США, Кореи, Германии, Канады были также отклонены государством.
Мы призывали государство пересмотреть Закон о религиозной деятельности и религиозных объединениях и принятые в соответствии с ним подзаконные акты, а также правоприменительную практику для приведения их в соответствие с международными стандартами с учётом рекомендаций Комитета ООН по правам человека, экспертов Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и Специального докладчика ООН по свободе религии и убеждений.
Наконец, были озвучены системные проблемы в области прав детей, прав женщин, людей с инвалидностью и др.
И.И. – Насколько важно представлять альтернативный доклад?
Р.А. – Крайне важно предоставлять дополнение или коментарий к государственным докладам, а иногда отдельные обзоры по проблемам. Благодаря таким докладам государство получает от других членов Совета ООН рекомендации касательно основных неразрешенных проблем в области прав человека. Иначе, как показывает практика, страна всегда пытается отчитаться шаблонно и ничего не делать для улучшение ситуации. Поэтому мы системно подходим к подготовке доклада. И важно понимать, что доклад это начало пути, главная деятельность наступает после отчетности, совместная работа с государством по реализации полученных рекомендаций.
ИИ. – Спасибо за ответы!
Интервью брала Инга Иманбай