Толиб Якубов был одним из основателей известной правозащитной организации Общество прав человека Узбекистана (ОПЧУ), которое все годы правления авторитарного президента Ислама Каримова подвергалось давлению со стороны властей. В 1998 году его жестоко избили в Варшаве, где он находился на ежегодном совещании ОБСЕ. Скорее всего ненайденные нападавшие являлись агентами узбекских спецслужб. У себя на родине он постоянно подвергался нападкам со стороны узбекских пропагандистских СМИ, выставлявших его «изменником родины».
После массового расстрела мирных демонстрантов в Андижане в 2005 году возможности легальной работы правозащитников в стране были и вовсе перекрыты. Это ужесточение режима отразилось и на судьбе Толиба Якубова. Началась травля его семьи – неизвестными была избита жена Толиба Якубова, несколько раз подвергалась нападению его младшая дочь, трижды возбуждалось уголовное дело против его сына, затем подожгли квартиру его старшей дочери. В то же время семь членов его организации по сфальсифицированным обвинениям были отправлены за решетку. Наконец, возбудили уголовное дело и в отношении самого Толиба и в 2006 году он был вынужден эмигрировать из страны. Для этого ему пришлось нелегально перейти границу с Казахстаном и уже в Алматы ожидать переезда в безопасную для него страну. В 2014 году его заочно лишили гражданства Узбекистана.
Отношение к правозащитникам в Узбекистане несколько смягчилось после смерти президента Каримова в 2016 году. Накануне визита нового президента Шавката Мирзиёева в Париж в августе 2018-го изгнаннику Якубову позвонили из узбекского посольства во Франции и сообщили, что он может получить годичную визу для возвращения на родину. Толиб Якубов воспользовался этой возможностью.
Казахстанские правозащитники не раз встречались с Толибом Якубовым на региональных и международных форумах, читали его выступления в защиту прав человека в своей стране. Мы будем помнить Толиба и надеяться на постепенное воплощение в жизнь его мечты о формировании в Узбекистане справедливого общества, в котором не будет политических преследований граждан за их убеждения и высказывания, а права человека будут соблюдаться независимо от любых внутри- и внешнеполитических обстоятельств.