Бельгия оказывает помощь полиции Казахстана

06.11.2019

Жильцы квартиры в Брюсселе не услышали, как вошли полицейские. Около 6:30 утра, во вторник, 1 октября, дом Ботагоз Джардемали – противницы режима в Казахстане и политической беженки – обыскали сотрудники уголовной полиции. Вероятно, эти люди воспользовались специальным ключом – они не взламывали дверь. Вместо Джардемали, они разбудили ее 70-летнюю мать, 25-летнего сына и племянника.

«В тот день, я была в парламенте Совета Европы (ПАСЕ) в Страсбурге, в рамках своей правозащитной деятельности», сказала Бота Джардемали, которую мы встретили во внутреннем дворе большого брюссельского отеля. «Мою мать и моего сына неожиданно разбудили вооруженные люди – можете себе представить их шок».

В отношении Джардемали (как она узнает позже) Казахстаном был подан запрос о правовом сотрудничестве. Страной, от которой должен защищать статус политической беженки, полученный ею в 2013 г. То есть, Бельгия согласовала запрос о сотрудничестве от страны, преследующей указанное лицо. Эта ситуация вызывает очевидные вопросы.

У ДВУХ КАЗАХСТАНСКИХ АГЕНТОВ БЫЛ СВОБОДНЫЙ ДОСТУП

Тем более, что, по словам трех лиц, присутствовавших в ходе обыска, там было два человека, говорящих по-русски (скорее всего, казахстанские полицейские). Более того, по показаниям и фото, сделанным в процессе, эти два неопознанных агента смогли ознакомиться с документами на столе Джардемали. На виду у бельгийских полицейских, которые и пальцем не пошевелили, чтобы остановить их.

По заявлению Ботагоз Джардемали, она опасается, что сведения, полученные агентами Казахстана, могут поставить под угрозу жизнь других политических оппонентов.

Политическая беженка, признанная противница режима и адвокат Коллегии адвокатов Нью-Йорка, Бота Джардемали давно является мишенью для режима в Казахстане. Стране, занявшей 124-е место из 180 в последнем рейтинге Transparency International по вопросам коррупции, которой все еще правит (негласно) Нурсултан Назарбаев. Экс-президент подал в отставку в марте 2019 г., но все еще обладает властью, как председатель Совета национальной безопасности.

Бота Джардемали расплачивается из-за сотрудничества с оппозиционером Мухтаром Аблязовым. Он был министром до того? как впал в немилость. Как банкир, он обвинялся властями Казахстана в крупномасштабной коррупции. Его хотели арестовать. Государственный совет (Conseil d’État) отменил решение об экстрадиции Аблязова из Франции, где он искал убежище. До этого счастливого исхода, он провел три года за решеткой.

Возвращаемся в Брюссель: «Осознает ли Бельгия последствия такого сотрудничества с казахстанской диктатурой? Не хочу в это верить. Надеюсь, что это результат халатности, которая будет быстро устранена», – отметила Джардемали. «Они готовы поднести на блюдечке список политических оппонентов Казахстана, что создаст прецедент и поставит под угрозу всех политических беженцев, адвокатов и правозащитников, живущих здесь. Я настоятельно призываю Бельгию не передавать ничего Казахстану. Однако, в отношении документов, просмотренных казахстанскими полицейскими в моем доме, этот призыв запоздал».

Опасается ли она за жизнь некоторых клиентов или других активистов, с которыми она контактирует? – «Конечно, да».

ПОПЫТКА ПОХИЩЕНИЯ

«Я в шоке», – заявляет ее адвокат Кристоф Маршан. Этот специалист по международным судебным разбирательствам считает, что «Бельгия была обязана отказать, согласно бельгийским законам и международным обязательствам нашей страны». Сегодня, он затребовал возврат документов, изъятых в доме клиентки, и запрет передачи материалов, как требует запрос Казахстана.

«Джардемали – политический оппонент диктатуры в Казахстане, получившая политическое убежище в Бельгии – является юристом и правозащитником. У Бельгии были моральные и юридические обязательства по ее защите. Сотрудничество Бельгии с диктатурой вызывает опасение», – продолжил адвокат Маршан. А активное участие двух казахстанских агентов в ходе обыска? «Это вишенка на торте! Бельгия допустила в личное пространство Джардемали государственный аппарат, преследующий ее».

Если обвинения в коррупции, выдвигаемые Казахстаном против Джардемали, остаются загадкой, то ее преследование имеет множество доказательств. Для начала, попытка похищения на территории Бельгии, рассмотренная судом в Брюсселе на прошлой неделе. Невероятная шпионская история, с участием 2-х бывших агентов восточногерманской «Штази». Прокуратура затребовала четыре года лишения свободы для трех обвиняемых в попытке похищения, организованной Казахстаном.

Родной брат Боты Джардемали, Искандер Еримбетов, находится в тюрьме Казахстана с ноября 2017 г. Рабочая группа ООН по произвольным задержаниям и Европарламент (согласно резолюции от марта 2019 г.) считают его задержание незаконным.

ДВОЕ СУДЕЙ ЗАСЛУШАЛИ ТЕ ЖЕ САМЫЕ ОБВИНЕНИЯ

По существу, ее обвиняют в содействии Аблязову при сокрытии миллионов за границей.

Для дискредитации Аблязова и Джардемали, были наняты малоизвестные фирмы. В 2016 г., украинская дочерняя компания казахстанского БТА банка подала жалобу в Бельгии. Таким образом, власти обошли отсутствие договора об экстрадиции между Казахстаном и Бельгией. За расследование этого дела отвечал судья Мишель Клез. В январе 2018 г., отвечая нашим коллегам из Le Vif/L’Express, он заявил, что до этого дела можно «дотрагиваться только пинцетом». На сегодня, ответ этого судьи ограничивается лаконичным «без комментариев».

С просьбой на реализацию запроса о правовом сотрудничестве, прокуратура Брюсселя обратилась не к Мишелю Клезу, а к его коллеге – Людивин Керцман. По словам Джардемали, вопросы, переданные Казахстаном, касаются все тех же обвинений по делу «Аблязов/БТА». В ответ на многочисленные вопросы Le Soir, судья Керцман также «считает, что не стоит выражать свое мнение».

Судья не предупредил Председателя Коллегии адвокатов об обыске 1-го октября, как это принято делать, если обыск производиться в отношении адвоката. Адвокат Мишель Форж, узнавший об этих событиях постфактум, «не заметил вопиющих нарушений судебных властей». Тем не менее, Председатель Коллегии адвокатов заявил: «Если участие иностранных агентов в обыске подтвердится, это будет неприемлемо». Он заключил: «Вполне возможно, что по этому вопросу были нарушения, но, на данный момент, мы не предоставляем дальнейшие комментарии».

Помимо судьи Керцман, две инстанции утвердили запрос о сотрудничестве с Казахстаном – прокуратура Брюсселя и Министерство юстиции. Le Soir связался с обеими, но ответов на наши вопросы не было.

Разбирательство по международному правовому сотрудничеству включает немало участников, каждый из которых может «фильтровать» запрос. В деле Джардемали, действия Казахстана вызывают серьезные вопросы, на которые никто не хотел отвечать.

Le Soir направил десять вопросов министру юстиции. Правительство – это первый «фильтр». Ответ из офиса министра, Коэна Гинса (Партия CD&V)? – «Без комментариев».

Другой список вопросов был направлен в прокуратуру Брюсселя. Там тоже сказали: «мы не будем комментировать».

Третий фильтр: судья-следователь. Судья Людивин Керцман «считает, что не стоит выражать мнение». Еще одно «без комментариев» получено от другого судьи, Мишеля Клеза. Перед ним, похоже, ходатайствовали многие годы – с одними и теми же обвинениями против Боты Джардемали в «коррупции».

ИСТОЧНИК:
Le Soir
https://plus.lesoir.be/257077/article/2019-10-30/la-belgique-prete-main-forte-la-police-kazakhe 

 


Добавить комментарий

Смотрите также