Многие годы в Казахстане наблюдаются перманентные препятствия свободе выражения. Как правило, они оправдываются нормами национального законодательства, которое не соответствует международным принципам. Однако события последних месяцев демонстрируют уже эскалацию насилия, целью которой является уничтожение свободных диалоговых площадок, запугивание журналистов и гражданских активистов.
Многие годы в Казахстане наблюдаются перманентные препятствия свободе выражения. Как правило, они оправдываются нормами национального законодательства, которое не соответствует международным принципам. Однако события последних месяцев демонстрируют уже эскалацию насилия, целью которой является уничтожение свободных диалоговых площадок, запугивание журналистов и гражданских активистов.
Начиная с марта 2019 года, было задержано около 30 журналистов, освещавших несанкционированные митинги. На каждой акции протеста, 22 марта, 9 июня, 6 июля задерживали главного редактора газеты «Уральская неделя» Лукпана Ахмедьярова, даже если он не приближался к месту события. Неоднократно задерживалась репортер радио Азаттык Сания Тойкен, 9 июня ее задержали дважды. Объяснения руководителей полицейских подразделений, что журналистов, как правило, после выяснения личности отпускали с извинениями, не отрицают тот факт, что задержание даже на 2-3 часа препятствует работникам СМИ выполнять свои профессиональные обязанности.
Похоже, что вместо задержаний, которые вызывают громкий резонанс в стране и за рубежом, власть ищет и находит новые методы воспрепятствования профессиональной деятельности журналистов. Стали наблюдаться некие преступные ноу-хау в создании препятствий репортерам, освещающим темы, которые не нравятся власти. 22 марта корреспондент радио Азаттык и канала «Настоящее время» Светлана Глушкова вела репортаж с несанкционированного митинга и пожаловалась полицейскому, что ей мешают работать, толкают, закрывают камеру. В результате ее саму обвинили в нанесении побоев.
Случаи, когда неизвестные юноши спортивного телосложения во время несанкционированных митингов закрывают зонтиками объективы видео- и фотокамер журналистов, стали повсеместными – и безнаказанными. 6 июля к ним добавились еще и перцовые баллончики, которыми юноши в масках брызгали в лица журналистов радио «Азаттык» и КазТАГ.
Апогеем криминальных посягательств стал срыв 22 июля пресс-конференции «Государство борется с матерями и детьми», нападение на журналистов, повреждение и хищение имущества в пресс-центре Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности в Алматы. По горячим следам сообщалось, что помещение пресс-центра «посетила» группа физически крепких женщин. Пользуясь тем, что, не поддаваясь провокациям, мужчины не стали отвечать силой на силу, эти представительницы слабого пола нанесли побои организаторам пресс-конференции, отобрали оборудование у сотрудников МИА «КазТАГ», а камеры журналистов телеканала «Алматы» и «Радио Азаттық» полностью сломали.
В дальнейшем на запросы журналистов полиция Алматы сообщила, что возбудила дело по статье «самоуправство», по заявлению пятерых человек из числа организаторов пресс-конференции и сотрудников СМИ, а также трех граждан (очевидно, из числа «боевых дам»), заявивших о нанесении телесных повреждений со стороны организаторов мероприятия и журналистов.
Печальный опыт прошлых лет не исключает возможность дальнейшего развития событий по сценарию: виноваты обе стороны (а то и одна – журналисты, правозащитники, адвокаты), каждому из привлеченных штраф по 2-5 МРП.
В 2016 году по заявлению одной гражданки были снесены два этажа и фактически уничтожен пресс-центр Национального пресс-клуба. Неужели теперь очередь за пресс-центром КМБПЧ – практически единственной независимой площадкой для свободного обмена мнениями по актуальным вопросам общественной жизни? Учиненное бесчинство (кстати – не первое за последние месяцы), – чем не официальное обоснование для дальнейшего распоряжения закрыть его «до полного обеспечения безопасности журналистов»?
Международный фонд защиты свободы слова «Әділ сөз» считает:
чтобы в обществе не создалось мнение, что преступные атаки на свободу слова инспирированы самой властью, необходимо:
1. Возбудить уголовное дело по ст. 158 Уголовного Кодекса «Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста;
2. Установить личности, устроившие погром в помещении Казахстанского международного бюро по правам человека и сорвавшие пресс-конференцию;
3. Установить организаторов этой преступной акции;
4. Судить виновных публично и наказать по всей строгости закона.