Выставка «Дурные шутки» открылась 5 декабря и будет работать до конца месяца. Её куратором была Валерия Ибраева, а участниками – алматинские художники Бахыт Бубиканова, Виктор и Елена Воробьёвы, Ерден Зикибай, Сауле Дюсембина, Ербосын Мельдибеков, Нурбол Нурахмет, Рашид Нурекеев, Павел Овчинников, Зоя Фалькова и астанинский художник Мансур Смагамбетов.
Темами выставленных работ с правозащитной точки зрения можно определить так: свобода мирных собраний, свобода информации и защита прав детей. На моих фотоснимках будут представлены пять работ, посвящённых первой из названных тем, хотя рассказать постараюсь также и о двух других темах.
О праве граждан мирно и без орудия собираться для выражения своих мнений и чаяний
Первая по времени действия (32 года назад) картина написана молодым автором Ерденом Зикибаем и изображены на ней те молодые казахи, кто 17 и 18 декабря 1986 года впервые в истории Казахстана вышли на несанкционированную властями демонстрацию. Тогда власти круто расправились с ними, через несколько лет их возвели в ранг национальных героев, возвели монументы, переименовали в честь Желтоксана и некоторых его фигурантов улицы, однако современные протестные митинги разгоняют без всякой рефлексии по поводу сего когнитивного диссонанса.
Гораздо ближе к нам по времени действия (всего 6 лет назад) картина Нуралы Нурахмета «Созвездие», навеянная автору протестными митингами весны-2012 на алматинской площади Абая. Стоящий в центре этой площади памятник Абаю Кунанбаеву изображён на картине со спины, а перед взором национального классика развёрнута карта южной столицы с мерцающими на ней точками-звёздочками в тех местах города, где когда-либо проходили протестные митинги.
Лично мне эта картина показалась очень близкой ещё и вот по каким мотивам:
– во-первых, все эти митинги мы с коллегами мониторили в рамках программы «Свобода мирныз соьраний в Казахстане»№
– во-вторых, лично я в июне 2016 года напечатал в газете «Трибунаю Саяси калам» и на нашем сайте историко-городоведческий очерк «Алматинские площади в политическом измерении» в двух частях (часть 1 и часть 2).
Для тех читателей, кто захочет сходить по этим ссылкам, пускай эти материалы составят бэкграунд воспроизведённого выше фото с картины Нуралы Нурахмета.
Ещё ближе по времени (два года назад) тема совершенно необычной у современных алматинских художников работы Зои Фальковой «Сама виновата!». Это вообще не картина, а ваза, вылепленная и расписанная художницей по образцам древнегреческих амфор.
При слове «амфора» читатель наверняка вспомнит тот эпизод российской политико-пиаровской истории, когда президента соседней страны, купаясь в Чёрном море близ Геленджика, невзначай достал со дна морского амфору. Разработку черноморской темы Путин В.В. продолжил в феврале 2014-го проведением зимней Олимпиады в Сочи, а в марте того же года – захватом у братской (теперь уже в кавычках) Украины полуострова Крым. И вот уже только-только, в конце ноября-2018 – пиратским захватом двух украинских судов, шедших через Керченский пролив из украинского порта Мариуполь в украинский же порт Одессу. Теперь захваченные российскими военными пиратами (тогда уж каперами) украинские моряки сидят в московской тюрьме «Лефортово» в ожидании суда и лагерных сроков.
Что же до амфоры нашей казахстанки Зои Фальковой, то на ней изображён классический сюжет древнегреческих Олимпийских игр, но с небольшой поправкой: несколько по античному обнажённых мужиков гонятся не другим атлетом мужского пола, а за обнажённой девушкой с криком «Сама виновата!» Эту фразу часто адресуют изнасилованной женщине, если хотят увести от наказания её насильников. По этой проблеме казахстанские феминистки пытались в Международный женский день 2017 года провести флешмоб на алматинском Арбате, но были задержаны полицией за проведение несанкционированного мероприятия. Так что если присмотреться к чёрнофигурным эллинских бегунам на амфоре Зои Фальковой, то на голове одного из них можно рассмотреть вместо древнегреческого гребенчатого шлема современную полицейскую фуражку.
А вот две работы на темы уходящего 2018 года, ознаменованного в марте судебным запретом ДВК и основанными на оном репрессивными акциями алматинских полицейских по отлову людей с детьми, гулявших на праздновании Наурыз мерамы с голубыми шариками, а в мае и июне – разгонами митингов на променадной улице Панфилова.
Тему погони за шариками отражает картина Сауле Дюсембиной «Всегда есть надежда».
Тему же разгона «панфиловских» митингов 10 мая и 23 июня отражает огромное, на всю стену комнаты от входа до окна и от пола до потолка, панно супругов Виктора и Елены Воробьёвых «Винтаж».
Художники использовали слово «винтаж» не в модном нынче значении «ностальгия по совку», хотя и эта коннотация здесь где-то присутствует, только не прямо, а от от противного. Воробьёвы же произвели существительное «винтаж» от глагола «винтить» в значении «менты винтят мирных демонстрантов». Для всех, кто видел наши казахстанские акции протеста, очевиден их исключительно мирный характер, что особенно ярко бросается в глаза на фоне проходящих в эти дни в Париже демонстраций-побоищ, когда «жёлтые жилеты» мочат фликов и ажанов, тогда как у нас всё наоборот.
Свобода доступа к информации и защита прав детей
Тему доступа и недоступа казахстанских пользователей Интернета к социальным сетям Фейсбук и Ютуб, а именно ежедневных блокировок этиъ ресурсов, отразил в своей работе художник Павел Овчинников. Сделанные им коллажи из заголовков сетевых публикаций на всех языках Земли обрамляют пустой квадрат посерёдке, но это вовсе не «Чёрный квадрат» Казимира Малевича, а казахстанский сегмент Интернета в часы блокировок.
Защите прав детей посвящены картина алматинца Ердена Зикибая и инсталляция астанинца Мансура Смагамбетова.
Первый из названных изобразил шестилетнего мальчика, которого поджидает с агрессивными целями группка подростков, а по бокам возвышаются монументы Абаю Кунанбаеву (посмертный) и Нурсултану Назарбаеву (прижизненный). Как нетрудно догадаться, это метафора знаменитой истории с групповым изнасилованием мальчика по имени Нурсултан старшеклассниками из его же школы в южно-казахстанском посёлке Абай. Как известно,местная власть и полиция бросилась выгораживать подозреваемых и гнобить потерпевшего и его опекуншу – женщину с мальчиком даже сняли с поезда в Шымкенте, когда они поехали искать защиты в Астане, а на их адвоката Бауржана Азанова возбудили уголовное дело по одиозной 274-й статье.
Художник же из Астаны соотнёс проведение многомиллиардной по затратам выставки «ЭКСПО-2017» с тем фактом, что даже в нескольких десятков километров от новой столицы в тамошних посёлках нет водопровода в домах, а лишь водоразборные колонки на перекрёстках улиц. Соответственно главная семейная обязанность поселковых детей – привозить домой от колонки на тележке или санках огромные бидоны с водой. Автор же инсталляции взял три таких бидона и приделал к ним крылья то ли от аэроплана, то ли даже от космического корабля. Один бидон он положил на пол, другой поставил стоймя, а третий подвесил на канатах с потолка. Вот-де прорыв Казахстана из начала XXI века в постиндустриальное будущее, когда в дома многих казахстанцев никак не войдёт «водопровод, сработанный ещё рабами Рима».
Помимо выделенных до сих пор тем выставленных в «Арт-Мекене» работ следует ещё отметить фотоколлаж Ербосына Медильбекова о современном хлопкорабстве в соседнем Узбекистане и инсталляцию Рашида Нурекеева на общую тему о несвободе отдельного человека в авторитарном государстве.
И наконец, тема же культа личности действующего главы государства, затронутая на второй картине Ердена Зикибая, оказалось дополнена достаточно случайным, но в данном случае вполне символичным фактом расположения галереи «Арт-Мекен» в доме на проспекте Нурсултана Назарбаева (название бывшей улицы Фурманова с 16.12.2017).
И кто бы после всего вышеописанного взялся бы отрицать существование в Казахстане вполне себе невозбранной свободы художественного творчества? Лично я бы, пожалуй, не взялся, зато искренне порадовался бы тому, что наши художники и галеристы пользуются этой свободой и этим правом с благородной целью защиты прав человека в родной стране и соседних с нею странах.