С 17 по 19 сентября в Казахстане по приглашению Астаны находилась делегация европарламентариев, представленная шестью депутатами. Европейцы в ходе своего визита должны были оценить, насколько наше государство соблюдает условия, заложенные в Соглашении о расширенном партнерстве и сотрудничестве между Европейским Союзом и Республикой Казахстаном, в том числе в области защиты прав человека. С последним – однозначно возникли проколы.
Скандальная ситуация, когда 18 сентября возле отеля Rixos в Алматы полиция схватила троих горожан, направлявшихся в надежде встретиться с депутатами Европарламента, сразу же попала в поле зрения гостей. Более того, посланникам Европы не пришлось ничего дополнительно объяснять: все за правозащитников сделала полиция, причем в лучшем виде. (см. «В Алматы перед встречей евродепутатов с активистами задерживали людей»).
Одно из таких «задержаний» произошло на глазах депутата Анны Гомес, зафиксировавшей действия полиции на видео.
«Женщина арестована полицией за ее попытку поговорить с делегатами ЕП. Изменение в программе делегации ЕП: мы требуем, чтобы ее освободили и дали возможность встретиться с нами», – пишет она в своем Twitter под видео.
«Мы считаем ненормальным, когда свободные граждане платят своей свободой за тот факт, что они пытались встретиться с нами, чтобы обсудить положение дел в ее стране», – не скрывая своего недоумения прокомментировал ситуацию для «Настоящего времени» глава делегации Кристиан Преда.
Кристиан Преда добавил, что задержанной является Галия Оспанова – мать Асета Нуржаубая, находящегося на скамье подсудимых.
В тот же день официальная делегация ЕП, в то же время представляющая комитет по иностранным делам Европейского парламента и подкомитет по вопросам прав человека, встретилась с представителями гражданского общества Алматы, а также успела переговорить с несколькими родственниками тех, ко сейчас является подсудимым по политическим обвинениям.
А теперь позиция полиции Алматы:
«К сотрудникам полиции, осуществлявшим пешее патрулирование на данном участке, обратились работники службы безопасности отеля «Rixos Almaty» о том, что на прилегающей территории к отелю ходит подозрительная женщина, и, с целью обеспечения безопасности гостей, попросили обратить на неё внимание.
Полицейские для проверки подошли к указанной женщине и попросили предъявить документ, удостоверяющий личность. На это женщина не отреагировала, развернулась и пошла в сторону проезжей части, где перебежала проспект Сейфулина в неположенном месте.
Двигаясь по тротуару, она легла на землю и начала кричать, что ей плохо, просила вызвать скорую помощь.
Сотрудники, подошедшие ей на помощь, помогли подняться на ноги, после чего она ушла в неизвестном направлении. Личность женщины установлена, в отношении неё никаких мер не применялось и она в органы внутренних дел не доставлялась».
Параллельно с полицейскими официальная делегация Европарламента выпустила вчера свой пресс-релиз.
Анна Гомез пишет в своем Twitter: «Заявление делегации ЕП: озабоченность в связи с политическими заключенными, пытками и «особенно обеспокоены задержанием лиц, пытающихся поговорить с делегацией – Баклана Кумарбекова и Галимы Оспановой».
«Мы обсудили с нашими собеседниками конкретные случаи политических заключенных, нарушений прав человека, включая широко распространенное применение пыток», – говорится в пресс-релизе, заканчивающемся на том, чему депутаты Европарламента стали свидетелями – захватом полицейскими граждан, намеревавшихся встретиться с делегатами.
И то, что привычно для казахстанцев, поскольку произвол стал для страны повседневной обыденностью, возможно, подвигнет европейских партнеров страны на более конкретные действия. А вот алматинской полиции – отдельное спасибо! О чем годами говорят казахстанские правозащитники, было подтверждено одним убедительным действием. И стражи порядка сделали все как нельзя лучше, чтобы у делегатов сложилось нужное впечатление о ситуации с правами человека в нашей стране. Опровержение со стороны ДВД тоже пришлось как нельзя кстати – показатель того, как у нас перевираются факты и очевидное «черное» называют «белым». Поэтому будем ждать от силовиков дальнейшего содействия в нашей общей борьбе с нарушениями прав человека, пусть даже на таком уровне.