29 мая государственный секретарь США Майк Помпео представил в Вашингтоне доклад о свободе вероисповедания в мире в 2017 году. В докладе анализируется ситуация с соблюдением религиозных свобод и говорится о «важности миссии [правительства] в деле защиты свободы вероисповедания».
– США сейчас и в будущем продолжат продвигать принципы религиозной свободы во всем мире, – сказал Помпео.
По словам государственного секретаря, в докладе представлен анализ ситуации с соблюдением религиозных свобод в 200 странах мира и задокументированы основные нарушения их и злоупотребления «со стороны правительств, террористических групп и отдельных лиц».
Ряд государств отнесен к разряду вызывающих «особую обеспокоенность» (CPC – Country of Particular Concern) в соответствии с законом о международной свободе вероисповедания, который был принят в США в 1998 году. В этот раз в списке CPC – 16 стран, в том числе такие постсоветские государства, как Россия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. В этот список также вошли Иран, Китай, Северная Корея, Саудовская Аравия и Сирия. Согласно документу, правительства этих стран делают вид, что не замечают систематические, жестокие, порой вопиющие нарушения религиозной свободы.
12 стран, где наблюдаются признаки «систематических, постоянных и вопиющих нарушений», вошли во вторую группу. Из бывших советских республик в эту группу вошли Казахстан и Азербайджан. Афганистан и Турция также входят в эту группу.
Шесть страниц доклада специальной комиссии правительства США из 220 страниц посвящены Казахстану. Во вступительной части доклада говорится, что «в условиях подавления несогласия и инакомыслия, когда даже светские гражданские активисты подвергаются обвинениям в терроризме, правительство Казахстана продолжило серьезно нарушать свободу вероисповедания в 2017 году». В документе написано, что в прошлом году за мирное выражение религиозных убеждений к тюремным срокам были приговорены 20 человек.
«До вступления в силу закона “О религии” (закон “О религиозной деятельности и религиозных объединениях”. – Ред.) в 2011 году Казахстан, одно из постсоветских азиатских государств, считался страной с наименьшим числом нарушений в сфере свободы вероисповедания. Однако закон о религии ужесточил требования к регистрации, предусмотрев увеличение числа членов религиозного объединения для прохождения процедуры, запретил проведение без регистрации религиозных мероприятий, включая подготовку служителей, распространение литературы и обучение», – пишут авторы документа.
ПОЛОЖЕНИЕ МЕНЬШИНСТВ
Согласно документу, из-за таких ограничений в стране резко сократилось число религиозных объединений. Из 48 «нетрадиционных» религиозных объединений регистрацию смогли пройти лишь 16 организаций. К 2013 году возможность регистрации получили лишь объединения, имеющие отношение к ДУМК, которое поддерживается государством (неофициальное название – «муфтият». – Ред.). Шииты и мусульмане-ахмадийцы не смогли получить официального статуса. В докладе говорится, что свое объединение не зарегистрировали казахстанские баптисты. Согласно принятому закону, особое значение в стране придают исламу ханафитского мазхаба и православному христианству. В докладе США отмечают, что финансируемые правительством «центры по борьбе с сектами» поощряют нетерпимость к религиозным меньшинствам. Авторы доклада также отметили, что статью 174 уголовного кодекса («Возбуждение социальной и религиозной розни») власти используют для привлечения к ответственности представителей некоторых религиозных сообществ. Согласно поправкам, внесенным в закон о религии в 2017 году, дети подвергаются ограничениям на религиозное образование, вводится ограничение на богослужение в частных домах.
В докладе говорится, что среди христианских групп преследованиям правительства Казахстана подверглись баптисты, адвентисты седьмого дня и Свидетели Иеговы. В качестве примера называют осуждённого «за разжигание религиозной розни» Ыкыласа Кабдуакасова и Асафа Гулиева и получившего ограничение свободы на неуплату штрафа Юрия Беккера. В докладе также говорится о ситуации вокруг члена общины Свидетелей Иеговы Теймура Ахмедова, который, несмотря на онкологическое заболевание, в прошлом году был приговорен к пятилетнему тюремному сроку. Ахмедов в апреле этого года был помилован президентом и вышел на свободу.
В докладе правительства США о свободе вероисповедания в мире также говорится о сложном положении мусульманских меньшинств в Казахстане. «Как и в случае с христианами Казахстана, сомнения правительства [и в отношении мусульман] вызваны прозелитизмом, связями с иностранными религиозными движениями и несогласием с официальной религиозной политикой».
ПОЛОЖЕНИЕ МУСУЛЬМАН
Авторы доклада отмечают, что с декабря 2014 года тюремному заключению подверглись 47 сторонников организации «Таблиги Джамаат», по отношению к 14 применили ограничение свободы. В прошлом году по требованию казахстанских властей из Саудовской Аравии был экстрадирован уроженец Южно-Казахстанской области, этнический узбек, руководитель местной группы салафитов Абдухалил Абдужаббаров. Его привлечение к суду также нашло отражение в документе. Авторы документа, ссылаясь на российский «Мемориал», указывают, что проповедник, известный под именем «шейх Халил», мог подвергнуться преследованию за несогласие с «муллами, которых поддерживает государство».
В докладе не обошли вниманием высказывание президента Казахстана Нурсултана Назарбаева о «бороде и длине брюк». В документе нашли отражение и жалобы «представителей группы салафитов» из Сузакского района Южно-Казахстанской области на притеснения со стороны полиции, а также ситуация вокруг алматинца Шухрата Кибирова, осуждённого по статье «пропаганда терроризма» за «прослушивание религиозных песен».
Обеспокоенность авторов доклада вызывает ситуация вокруг осуждённых верующих. По появившимся в 2017 году сведениям, власти Казахстана могут использовать случаи незначительных нарушений в местах заключения с целью продления срока отбывания наказания и такая практика давно используется в Узбекистане, утверждается в докладе. Примером послужила ситуация вокруг члена запрещенной в Казахстане организации «Хизб ут-Тахрир» Берика Абдрахманова, осуждённого «за пропаганду терроризма». За год до истечения срока наказания ему «добавили» срок заключения, осудив по уголовному делу, возбужденному в то время, когда он сидел в тюрьме.
В документе имеются сведения о том, что указанный выше Абдужаббаров и еще один заключенный подверглись дополнительному наказанию за попытки соблюдать пост во время Рамазана. «Исламистские фундаменталисты, привлеченные к ответственности по религиозным обвинениям, подвергаются государством еще большей изоляции», – пишут авторы доклада.
В документ также вошла история Аблайхана Чалимбаева, который вышел на свободу после осуждения за чтение незапрещенной книги и обжаловал приговор суда.
В докладе правительства США говорится, что в Казахстане наложен запрет на «экстремистскую литературу». В этот список входят 713 книг, используемых мусульманскими группами, мусульманами-ахмадийцами, христианами, кришнаитами, представителями Свидетелей Иеговы.
В документе неоднократно ссылаются на репортажи, опубликованные Казахской редакцией Радио «Свободная Европа» / Радио Свобода. Комиссия призвала правительство США к непрерывному финансированию Радио Азаттык «за постоянное распространение информации о событиях внутри Казахстана без цензуры, в том числе сообщений касательно свободы вероисповедания».
Комиссия, работавшая над докладом, рекомендует правительству и посольству США в Казахстане настоятельно призывать правительство Казахстана в рамках борьбы с экстремизмом и терроризмом не нарушать права мирных религиозных групп, гуманно относиться к осуждённым в тюрьмах и установить постоянный контакт с религиозными активистами на уровне посла.
Комиссия при правительстве США ежегодно публикует доклад о ситуации со свободой вероисповедания в мире.
НОВЫЙ ЗАКОНОПРОЕКТ
На пленарном заседании мажилиса парламента 23 мая депутаты одобрили законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам религиозной деятельности и религиозных объединений». Согласно проекту, для участия несовершеннолетних в религиозных обрядах требуется согласие обоих родителей.
В законопроект вошли такие спорные понятия, как «деструктивное религиозное течение», «религиозный радикализм». По словам представителей министерства по делам религий и гражданского общества, цель законопроекта – «совершенствование взаимоотношений между государством и конфессиями, конкретизация прав и обязанностей субъектов религиозной деятельности, регулирование религиозной сферы».
Законопроект включает вопросы, связанные с религиозной деятельностью государственных служащих, контроль за деятельностью религиозных объединений, регулирование религиозной деятельности осуждённых в пенитенциарных учреждениях, религиозное образование за рубежом.
Проект запрещает ношение никаба в общественных местах и заключение брака за пределами мест богослужений. Тем, кто нарушит эти требования, грозят штрафы. Кроме того, в проекте предусмотрены «вопросы прозрачности религиозных институтов». То есть религиозные организации обязаны публиковать свои финансовые отчеты в средствах массовой информации.
Редактор и журналист сайта правозащитной организации «Форум-18» Феликс Корли ранее выразил мнение, что разработанный правительством законопроект о религиозных объединениях не устранит имеющиеся нарушения Казахстана по международным обязательствам, а, наоборот, добавит. Исследователь религиозной ситуации, национальной идентичности и советского наследия в Центральной Азии Хелен Тибо, доцент Назарбаев Университета, говорила Азаттыку, что запреты и ограничения, позиционируемые как меры по профилактике экстремизма, не будут эффективны и могут породить новые проблемы.
ИСТОЧНИК:
Радио «Азаттык»
https://rus.azattyq.org/a/us-religious-freedom-report-2017-kazakhstan/29259870.html