Гулим Абдрахманова, жена заключенного Берика Абдрахманова, отбывающего наказание в тюрьме города Актобе, сообщила сегодня репортеру Азаттыка о том, что уголовное дело, возбужденное 7 ноября 2017 года по его жалобам на пытки, 5 января «прекращено за отсутствием уголовного правонарушения, поскольку факты применения пыток не нашли своего подтверждения». Об этом говорится в письме, которое она получила от специального прокурора – помощника прокурора Актюбинской области Р. Кулумжанова – и фотокопию которого она предоставила Азаттыку. Решение о прекращении уголовного дела по жалобе заключенного Абдрахманова на пытки не будет обжаловано, говорит его жена Гулим Абдрахманова, поясняя, что жаловаться бесполезно.
В начале января правозащитник из Павлодара Елена Семенова сообщила репортеру Азаттыка о том, что по жалобе на пытки заключенного Берика Абдрахманова, находящегося за решеткой в Актобе, возбуждено уголовное дело на основании ее письма в генеральную прокуратуру, к которому она приложила «предсмертное письмо» Берика Абдрахманова, в котором тот жаловался на пытки со стороны сотрудников учреждения КА-168/1 (следственный изолятор – СИЗО) в Актобе.
Это не первое дело, которое возбуждается по жалобам на пытки в отношении заключенного Берика Абдрахманова, но затем прекращается на тех же основаниях. Более того, в начале 2017 года было заведено уголовное дело в отношении его жены Гулим Абдрахмановой – которая жаловалась на пытки в отношении мужа – по обвинению в заведомо ложном доносе. Однако впоследствии это дело было закрыто за отсутствием состава преступления.
Вместе с тем, после того как в 2009 году Берик Абдрахманов был осуждён по обвинению в пропаганде терроризма на шесть лет, он, будучи уже в тюрьме, неоднократно привлекался к уголовной ответственности по обвинению в совершении различных преступлений. В прошлом, 2017 году в отношении него было заведено два дела. Одно из них – по обвинению в злостном неподчинении законным требованиям сотрудников тюрьмы – 22 декабря закончилось обвинительным приговором, в соответствии с которым он получил два года тюрьмы. С учетом этого приговора общий тюремный срок Абдрахманова составляет 10 лет и шесть месяцев. По другому делу, заведенному на него в прошлом году, – по обвинению в пропаганде терроризма – уже завершается судебный процесс: на вторник, 23 января, назначено слушание последнего слова подсудимого – заключенного Абдрахманова. На прениях сторон прокурор запросил для него четыре года тюрьмы. Как говорит Азаттыку Гулим Абдрахманова, ее муж вынужден был признать вину.
Родственники заключенного Абдрахманова, а также правозащитники не исключают, что за новыми уголовными делами, которые в прошлом году были возбуждены в отношении него, может скрываться желание тюремной администрации и других органов власти увеличить тюремный срок для «неудобного заключенного». Правозащитники также утверждают, что редкие уголовные дела, возбуждаемые в связи с жалобами заключенных на пытки, как правило, закрываются по той причине, что они, по словам правозащитников, всецело находятся во власти тюремной системы и поэтому почти невозможно доказать факты пыток.
Государственные органы отвергают наличие политического мотива в новых уголовных преследованиях в отношении Берика Абдрахманова.
ИСТОЧНИК:
Радио «Азаттык»
https://rus.azattyq.org/a/28989972.html