Каждый человек ставит перед собой цель, которую мечтает реализовать. Такие же задачи, но только более масштабные, стремятся решать и государства. Например, Казахстан заявил о том, что будет добиваться вхождения в число 30 наиболее развитых стран мира. В связи с этим мы попросили известных отечественных экспертов ответить на два вопроса: 1. На какие 30 стран мы должны ориентироваться, какая из них могла бы служить для нас образцом и почему? 2. Что Казахстану нужно сделать для того, чтобы хотя бы приблизиться к этому «идеалу»?
Публикуем ответы Евгения Жовтиса, директора Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности
– Давайте сначала определимся, по каким критериям и по каким рейтингам мы будем определять эту 30-ку. Вообще, в мире для оценки конкурентоспособности государств существуют два наиболее признанных рейтинга: глобальный индекс конкурентоспособности Всемирного экономического форума (ВЭФ) и рейтинг мировой конкурентоспособности Международного института развития менеджмента (IMD). Ежегодный рейтинг ВЭФ, например, определяется, исходя из более чем ста показателей, треть которых вычисляется на основе статистических данных, а остальные – по результатам опросов руководителей средних и крупных фирм и компаний. А ежегодный рейтинг IMD состоит из более чем 300 показателей, и здесь, наоборот, больше двух третей рассчитывается по статистическим данным, а остальные – по итогам опросов. И хотя оба этих рейтинга содержат характеристики и институциональной среды, и общественно-политического строя, и отношений, и ценностей, мне представляется весьма полезным добавить еще четыре рейтинга.
Во-первых, Индекс человеческого развития (ИЧР) — интегральный показатель, рассчитываемый ежегодно для межстранового сравнения и измерения уровня жизни, грамотности, образованности и долголетия как основных характеристик человеческого потенциала. Во-вторых, Индекс верховенства закона (The Rule of Law Index) – оценка по показателю обеспечения государством правовой среды. Она базируется на универсальных принципах верховенства закона, сформулированных The World Justice Project.
В-третьих, Всемирный индекс свободы прессы Reporters Without Borders. В-четвертых, рейтинг уровня соблюдения политических и гражданских свобод по версии Freedom House. Все эти рейтинги широко распространены и используются при оценке потенциала страны, рисков для бизнеса и инвестиций и т.д.
Дело в том, что в современном мире уровень конкурентоспособности, устойчивого развития и перспективности связан с тремя главными составляющими: рыночной экономикой; верховенством права; демократическими институтами и процедурами управления, включая соблюдение прав человека. То есть, экономический потенциал и экономическое развитие – важный, но не единственный критерий для вхождения в топ-30 наиболее развитых стран мира. Об этом свидетельствует простой анализ первой 30-ки по каждому из рейтингов. Во всех шести рейтингах (экономических и институциональных, человеческого потенциала, степени свободы прес-сы, уровня политических прав и гражданских свобод) в первой десятке присутствуют Нидерланды. Кроме того, во всех рейтингах в топ-30 по конкурентоспособности и не ниже чем в топ-50 по степени соблюдения прав человека фигурируют Норвегия, Дания, Канада, Германия, Швейцария, США, Швеция, Великобритания, Франция, Финляндия, Япония, Новая Зеландия, Австрия, Австралия, Бельгия, Ирландия, Исландия, Эстония.
Тогда как стран, которые присутствуют в топ-30 по конкурентоспособности, но отсутствуют в топ-50 по правам человека, гораздо меньше: Южная Корея (64-е место в рейтингах по правам человека), Гонконг (110-е), Сингапур (127-е), Малайзия (137-е), Катар (168-е), Объединенные Арабские Эмираты (177-е), Китай (186-е) и Саудовская Аравия (198-е). Причем почти все они, за исключением Сингапура и Гонконга, не входят в первую 30-ку и по рейтингу верховенства права, а некоторые – и по рейтингу человеческого развития.
А вот Казахстан по Глобальному индексу конкурентоспособности ВЭФ – 57-й, в рейтинге мировой конкурентоспособности Международного института развития менеджмента – 32-й; по индексу человеческого развития – 56-й, по индексу верховенства закона – уже 73-й. Ну а по Всемирному индексу свободы прессы наша страна и вовсе 157-я, в рейтинге по уровню политических и гражданских свобод, по версии Freedom House, – 175-я. Можно, конечно, сказать, что еще чуть-чуть, и мы по двум первым рейтингам войдем в желанную 30-ку. Но без развития человеческого потенциала, без обеспечения верховенства и равенства всех перед законом, без соблюдения прав человека эти экономические и институциональные достижения всегда будут находиться под угрозой в силу несоответствия общественно-политической и правовой систем лучшим современным мировым образцам. А нам по четырем упомянутым выше рейтингам хотя бы в 50-ку или в первую сотню войти.
Мы должны определиться: какую из перечисленных выше стран мы берем в качестве примера? Можно, конечно, взять в виде путеводной звезды арабские петрократии, китайский государственный капитализм или южноазиатские автократии. Но, на мой взгляд, программа «Путь в Европу» греет как-то больше. В таком случае можно выбрать Нидерланды или, например, Эстонию, у которой нет нефти и газа, зато все рейтинги в порядке. Что для этого нужно сделать? А ничего нового. Реформировать политическую систему, привести ее в соответствие с требованиями обеспечения политического плюрализма, как записано в нашей Конституции, и политической конкуренции. На практике реализовать принцип равенства всех перед законом и обеспечить функционирование независимой и справедливой судебной системы. Обеспечить свободу слова и средств массовой информации, поскольку их независимость – один из важнейших факторов успешной борьбы с коррупцией. Создать все условия для развития свободного и активного гражданского общества. Воспитывать и защищать свободное и критическое мышление. Уважать, защищать и продвигать права человека. Этот путь длинный, но первые результаты будут видны достаточно быстро. Есть ли альтернатива? Удовлетворительной я, во всяком случае, не вижу. Если, конечно, руководствоваться среднесрочными и долгосрочными соображениями.
ИСТОЧНИК:
Газета «Central Asia monitor»
https://camonitor.kz/30432-put-v-top-30-kakie-strany-dolzhny-byt-orientirom-dlya-kazahstana.html