Заявление по ситуации с актюбинской правозащитницей Ольгой Климоновой

15.01.2018

Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности и Рабочая группа НПО Казахстана по защите прав детей выражают свою крайнюю обеспокоенность ситуацией, возникшей вокруг актюбинской правозащитницы Ольги Климоновой.

Будучи участником Национального превентивного механизма против пыток Ольга Климонова вместе с другим участником, руководителем ОО «Ару-ана» Алимой Абдировой стали ответчицами по искам со стороны директора Центра адаптации несовершеннолетних (ЦАН) Актюбинской области Эльмиры Кадимовой. Основанием послужило то, что Э.Кадимовой один из участников НПМ по Актюбинской области после превентивного посещения правозащитниками ЦАН передал копию конфиденциального отчета, предназначенного исключительно для Уполномоченного по правам человека РК. Несмотря на это суд удовлетворил иски руководителя данного учреждения и обязал участников НПМ опровергнуть сведения, представленные в конфиденциальном отчете, принести госпоже Кадимовой извинения, а также выплатить компенсацию по возмещению морального вреда.

При этом суд не принял юридическое мнение («amicus curiae»), представленное доктором Бристольского университета Элиной Штейнерте («Центр по имплементации прав человека»), где говорилось:

«Ответчики привлекаются к индивидуальной ответственности за содержание материалов, представленных в указанном выше докладе о посещении в рамках НПМ. Такое индивидуальное преследование членов НПМ за мнения, высказанные в документах НПМ, является нарушением положений ФПКПП (Факультативного протокола к Конвенции ООН против пыток). Статья 35 ФПКПП определяет, что члены Подкомитета ООН по предупреждению пыток (SPT) пользуются привилегиями и иммунитетами, которые необходимы для независимого осуществления их функций. Это же относится также к участникам НПМ. (…)  Материалы, подготовленные отдельными членами НПМ для докладов в рамках НПМ, должны быть защищены от судебных исков, поскольку эти материалы представляют собой письменные акты, выполняемые в ходе исполнения обязанностей в рамках НПМ, и как таковые должны быть защищены в соответствии с условиями ФПКПП».

Отказ выполнять судебные решения, которые, по мнению ответчиц, явились нарушением положения о Национальном превентивном механизме и требований Факультативного протокола, ратифицированного Республикой Казахстан, привели к возбуждению уголовных дел по неисполнению судебных решений. 

Однако, что еще хуже, 10 января 2018 года Ольга Климонова узнала, что по требованию судебного исполнителя был наложен арест на ее банковский счет, куда поступало детское пособие по случаю потери кормильца. Это пособие являлось единственным источником существования семьи, поскольку Ольга Климонова не имеет постоянной работы.

Подобное ограничение не допускается казахстанским законодательством, так как в этом случае ответственным лицом сделали несовершеннолетнего, не являющегося участником судебных процессов и уголовного преследования. Кроме того, арест детского пособия напрямую нарушает Конвенцию о правах ребенка, ратифицированную РК, в части статьи 3 пункт 1: «Во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка», статьи 26: «Государства-участники признают за каждым ребенком право пользоваться благами социального обеспечения, включая социальное страхование, и принимают необходимые меры для достижения полного осуществления этого права в соответствии с их национальным законодательством», статьи 27 пункт 3: «Государства-участники в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей принимают необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права и, в случае необходимости, оказывают материальную помощь и поддерживают программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем».

Также судебные органы Актобе нарушили статью 10 пункт 1 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, также ратифицированного Республикой Казахстан, а именно: «Семье, являющейся естественной и основной ячейкой общества, должны предоставляться по возможности самая широкая охрана и помощь, в особенности при ее образовании и пока на ее ответственности лежит забота о несамостоятельных детях и их воспитании…».

Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности заявляет о недопустимости перекладывания судебной ответственности на несовершеннолетних и, кроме того, призывает пересмотреть судебные решения в отношении Ольги Климоновой и Алимы Абдировой в соответствии с положениями о Национальном превентивном механизме РК и Факультативным протоколом к Конвенции ООН против пыток.

15 января 2018 года, г.Алматы


Добавить комментарий

Смотрите также