15 ноября 2017 г. в г.Усть-Каменогорске состоялся круглый стол «Совершенствование системы юридической помощи для уязвимых групп в Казахстане», организованный Фондом Евразия и Восточно-Казахстанским Центром медиации и права «Адилет».
Медиатором мероприятия Аксаной Каленовой были презентованы результаты исследования в Восточно-Казахстанской области среди уязвимых групп населения: женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; несовершеннолетних; выпускников детских домов и осужденных. Уже в качестве эксперта Аксана Каленова отметила, что представители уязвимых категорий граждан имеют «смутное» представление о гарантированной правовой помощи, оказываемой государством. И при том, что «уровень правового сознания и правовой культуры жителей региона не достаточно высокий, особенно он низкий у жителей сельской местности».
Адвокатское сообщество ВКО представлял адвокат Сергей Шигрин, высказавший мнение, что юридическая помощь должна оказываться всем гражданам, но по высоким коммерческим расчётам. А в рамках гарантированной юридической помощи населению адвокаты должны быть мотивированы достойной оплатой их труда. На взгляд Сергея Шигрина, только в этом случае клиент может получить профессиональную правовую помощь от юриста.
В своем выступление «О проблемах доступа к юридической помощи лиц осужденных к лишению свободы» директор Восточно-Казахстанского филиала Казахстанского международного бюро по правам человека Куат Рахимбердин указал, что одной из уязвимых категорий населения Казахстана являются осужденные. Согласно проведенного исследования «Доступ правосудию уязвимых категорий осужденных в Республике Казахстан», еще весной этого года правозащитник выделил среди осужденных еще 12 подгрупп уязвимых осужденных. По его мнению, согласно «буквы» и «духа» международных стандартов прав человека, к уязвимым категориям лиц в системе уголовного правосудия, относятся: 1) лица с ограниченными возможностями (инвалиды); 2) беременные женщины, женщины, имеющие малолетних детей; 3) несовершеннолетние; 4) жертвы преступления (особенно жертвы насилия); 5) лица, подвергнутые насильственным действиям сексуального характера; 6) недееспособные граждане и лица с психическими недостатками; 7) ВИЧ-инфицированные заключенные, онкологические больные; 8) иностранцы и лица, не владеющие языком судопроизводства; 9) лица, освободившиеся из мест лишения свободы; 10) осужденные, приговоренные к смертной казни или к пожизненному лишению свободы; 11) представители этнических меньшинств.
В то же время, как особую категорию уязвимых лиц, допустимо рассматривать, с учетом их индивидуально-психологических особенностей, физиологических и иных аспектов, заключенных – женщин.
Куат Рахимбердин обратил внимание на то, что согласно Минимальным стандартным правилам ООН в отношении обращения с заключенными («Правила Нельсона Манделы»), принятым в 2015 г., заключенные имеют право на юридическую помощь. Проблема доступа к ней как «лакмусовая бумага» проявляется в случаях применения пыток и жесткого обращения. По мнению правозащитника, жертвы пыток и жестокого обращения не всегда имеют возможности прибегнуть к помощи профессионального защитника.
В качестве примера он привел известное дело осужденной Натальи Слекишеной, которая в 2016 г. была изнасилована группой сотрудников учреждения ЛА-155/18 г.Алматы. Тогда сотрудники следственного изолятора принуждали Наталью отказаться от услуг своего адвоката Айман Умаровой. В другом резонансном деле обвинению пятерых сотрудников Ульбинского отдела полиции УВД г. Усть-Каменогорска в пытках и жестоком обращении в отношение Ербола Касенова ни один адвокат Восточно-Казахстанской коллегии адвокатов не согласился представлять интересы жертвы пыток, в результате чего пришлось прибегнуть к помощи адвоката из Караганды.
В своем выступлении правозащитник предложил конкретные рекомендации:
1.Закрепление в Законе РК «О гарантированной государством юридической помощи» нормы о предоставлении юридической помощи осужденным по вопросам, связанным с исполнением наказания и обжалованием приговора, за счет средств государственного бюджета по коммерческим ставкам оплаты юристам и адвокатам.
2. Поддержка и развития института «тюремных адвокатов» («jailhouse lawyers») – заключенного в тюрьме, который неофициально оказывает помощь другим заключенным в правовых вопросах, связанных с осуждением (например, освобождением от отбывания наказания, помилованием, отсрочкой исполнения наказания и т. п.), или в вопросах, связанных с условиями содержания в тюрьме. Иногда они также оказывают помощь другим заключенным по гражданским вопросам правового характера. В качестве примера можно отметить известного казахстанского правозащитника Евгения Жовтиса, который, отбывая наказания в виде лишения свободы в колонии-поселении Усть-Каменогорска оказывал профессиональную юридическую помощь сотням осужденным. Даже администрация учреждения, видя высокую эффективность обладателя звания «Лучшего юриста Казахстана 2002 г.», разрешило Жовтису установить персональный компьютер для составления жалоб и ходатайств осужденным.
3. Проведение правового всеобуча для осужденных в местах лишения свободы (проведение обучающих курсов по основам законодательства РК, подготовка учебно-методических материалов для самообразования осужденных).
Правозащитники выражают надежду, что казахстанцы, особенно из уязвимой категории населения, все же получат доступ к квалифицированной правовой помощи.