Сегодня в соседней с нами России отмечают День памяти жертв массовых политических репрессий, официально поминая репрессии сталинского периода, неофициально и в очень узких кругах поминают также и «точечные» репрессии брежневского-андроповского периода, в среде которых в 1974 году, собственно, и было предложно отмечать 30 октября День политзаключённого в СССР как акцию поддержки политзэков и солидарности с ними.
После того, как в горбачёвскую перестройки прежних политзэков в 1986-87 годах освободили, а после августа 1991-го стала оформляться новое и, как тогда казалось, демократическая государственность России, день 30 октября был объявлен Днём памяти жертв репрессий всех советских эпох, а вот на сооружение большого, с общенациональным статусом, памятника этим жертвам дело дошло лишь четверть века спустя.
Памятник на пересечении проспекта Сахарова и Садового кольца в Москве, открытие которого назначено на 18:00 понедельника 30 октября.
Однако этот день стал наполняться новым содержанием после 2000 года, когда при путинском режиме с его «духовными скрепами» и «русским миром» число политзаключённых возросло от десятков и сотен до нескольких тысяч, о чём наверняка скажут сегодня вечером в ходе открытия новго памятника «Стена скорби» на московском проспекте академика Сахарова, а ещё больше напишут в неподцензурном секторе Рунета. Одной из таких публикаций была статья Александра Подрабинек – видного политзээка 70-80-х годов прошлого века, радикального демократа 1990-х и непримиримого критика путинского режима и «соглашательской» части либерального лагеря:
Отметим, что нам в Казахстане с нашим единым с Россией советским прошлым и во многом сходным с нею настоящим хорошо знакома проблема достойного увековечения памяти жертв политических репрессий при неизбежной фальшивости этого жеста в ситуации наличия большого числа политзаключённых «здесь и сейчас». Есть у нас и своё 30 октября, только наш День памяти жертв политрепрессий отмечается 31 мая. В этом году, как бы предвосхищая сегодняшнюю московскую церемонию, в последний день мая открыли на месте простоявшего 24 года закладного камня полноформатный памятник, но только не жертвам репрессий, а жертвам голода начала 1930-х годов. Так что в мастерстве подмены одной исторической трагедии другою акимат Алматы ещё мог бы дать мастер-класс московской мэрии.
Что же касается сегодняшних осуждённых по политическим мотивам в Казахстане, то последний по времени подобный, хотя и не совсем полный, список их с весьма толковой классификацией был составлен в начале октября польской правозащитной организацией «Открытый диалог».