Как сообщила 22 мая ассоциация «Права человека в Центральной Азии» (АПЧЦА), за неделю до смерти Полина Браунерг поступила в больницу с диагнозом «инсульт» и находилась в реанимационном отделении. Ухудшению ее здоровья способствовал запрет на выезд за границу, которого она добивалась с 2014 года. Полина остро нуждалась в медицинском обследовании и хотела пройти его за пределами Узбекистана.
Последний раз власти Узбекистана отказали Полине Браунерг в получении выездной визы в феврале 2017 года, то есть уже при новом президенте Шавкате Мирзиёеве, с воцарением которого связывают надежды на некоторые послабления тоталитарного режима, как например отмену такого атавизма СССП, как выездные визы для граждан страны.
При этом власти не удосужились дать какое-либо объяснение своего отказа. Полина Браунерг обжаловала этот отказ через прокуратуру, однако спецслужбы принудили её отказаться от заявки на выезд под угрозой ареста. Более того, Полину ограничили в праве покидать регион ее проживания – Ташкентскую область.
Полина Браунерг родилась 11 октября 1948 года в Акмолинской области Казахстана, имела высшее юридическое образование, была инвалидом 1-й группы.
После окончания института три года работала следователем в отделе милиции города Алмалыка, где с первых же дней столкнулась с грубейшими нарушениями закона. Её и других следователей заставляли «списывать» нераскрытые убийства, кражи и разбои на умерших лиц с использованием «показаний» подставных свидетелей. Молодая следовательница отказалась встраиваться в эту практику и пыталась с ней бороться, а затем ушла из милиции в адвокатуру, в которой проработала оставшиеся сорок лет своей жизни.
Полина Браунерг была одним из первых в Узбекистане юристов, поддержавших инициативу отмены смертной казни. В 2002 году Браунерг встречалась со спецдокладчиком ООН по вопросам пыток Тео ван Бовеном во время его официального визита в Узбекистан. Адвокат Браунерг представляла интересы своих заявителей, среди которых были политзаключенные, преследуемые правозащитники и независимые журналисты, жертвами пыток, принудительной стерилизации и современных форм рабства.
Совместно с правозащитными организациями Полина Браунерг продолжала информировать о практике пыток, о положении заключенных и несовершенстве национальных механизмов защиты прав человека. Эта информация регулярно направлялась международным наблюдателям в области прав человека, ведущим диалог с правительством Узбекистана.
Узбекские власти всячески старались изолировать Полину Браунерг от внешнего мира. Её трижды не выпускали на Варшавскую конференцию по человеческому измерению – в 2014, 2015 и 2016 годах. При этом блокировали не только попытки участия правозащитницы в международных конференциях, но даже и выезды сугубо личного характера.
Казахстанское международное бюро по правам человека и в целом правозащитное сообщество Казахстана присоединяется ко всему сказанному нашими узбекскими коллегами о жизни и смерти Полины Браунерг и выражает глубокие соболезнования её родным и близким.