34-х летний сириец Аладдин Алсалим Абдулджабар прибыл 28 марта в Алматы из Стамбула, чтобы попытаться получить в Казахстане статус беженца, тем более что здесь находится его брат – гражданин Ахмед Алсалим Абдулджабар.
Сотрудники пограничной службы алматинского аэропорта заподозрили неладное, и задержали сирийца с целью департации, хотя срок действия деловой визы D2, выданной 20 сентября 2016 г., заканчивался 19 апреля этого года. Пограничники поставили в паспорте Аладдину штамп и уведомили, что его виза недействительна.
Об этом Аладдину удалось рассказать своему брату – Ахмету, который 30 марта пришел в офис Бюро по правам человека. Правозащитная организация в рамках проекта «Правовая помощь беженцам», осуществляемого совместно с Управлением Верховного Комиссара ООН по делам беженцев, и лицам ищущим убежище, постоянно оказывает содействие людям, оказавшимся в нашей стране в силу обстоятельств.
Связавшись с представителем Консульства МИД РК и сотрудниками погранслужбы КНБ, правозащитников обязали обратиться с заявлением в вышестоящие инстанции – в противном случае Аладдина пообещали выдворить из Казахстана.
Но успели: письмо по факсу ушло в пограничную службу КНБ РК, копии в комитет миграционной службы МВД РК и Управление миграционной службы ДВД Алматы с просьбой обеспечить регистрацию ходатайства о присвоении статуса беженца на территории Республики Казахстан.
Первым представителями государства, с которым сталкивается беженцы, как правило, являются военнослужащими пограничной службы. При этом Закон РК «О беженцах» предусмотрел такую ситуацию, поэтому согласно п.3 ст.10: При пересечении Государственной границы Республики Казахстан лицо подает письменное ходатайство в пункт миграционного контроля, а в случае отсутствия такого пункта – в подразделение Пограничной службы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан.
В соответствии с п.7 Приказа МВД РК «Об утверждении Правил регистрации и рассмотрения ходатайства о присвоении статуса беженца» сотрудники пограничной службы КНБ РК должны: «Ходатайство, поступившее в Управление миграционной полиции из пограничной службы КНБ), регистрируется УМП ДВД в течение одного рабочего дня, следующего за днем поступления ходатайства, в Журнале регистрации лиц, ищущих убежище и передается на рассмотрение уполномоченному сотруднику УМП ДВД в тот же день.
Полученное заявление с сопроводительным материалом сотрудники пограничной службы передают сотрудникам Управлению миграционной службы ДВД г.Алматы.
При этом в первую очередь все службы должны ориентироваться на принцип невысылки, прописанный в Конвенции о статусе беженцев, к которой присоединился и Казахстан. В первую очередь статья 33 запрещает высылать беженцев в страны, из которых они прибыли. Также государства, присоединившиеся к Конвенции, не должны налагать взысканий за незаконный въезд или незаконное пребывание на их территории беженцев, равно как стеснять свободу передвижения таких беженцев ограничениями, не вызываемыми необходимостью.
Уже на следующее утро после факсовой рассылки позвонил первый зам. командира войсковой части 2010 аэропорта Алматы Руслан Мустафин. Он объяснил все происшедшее с Аладдином недоразумением, и проинформировал, что принято ходатайство от задержанного, которое в течение часа будет доставлено миграционную полицию.
В тот же день, 31 марта, сирийца освободили. Теперь ему предстоит не менее хлопотную процедуру, чтобы попытаться получить в Казахстане статус беженца.
Последний звонок по этому делу поступил 3 апреля от другого заместителя командира войсковой части аэропорта Алматы Канат Оразалиев, где он тоже выразил сожаление возникшим «недоразумением». В свою очередь Бюро по правам человека поблагодарило его за содействие: сложись все по другому сирийца могли бы и выслать, и никакая Конвенция не помогла бы.