Специальная серия по угрозам гражданскому пространству в Казахстане. Часть 1 – Объединения

23.02.2017

В первой части мы сфокусируемся на свободе объединений и представим последние правовые и практические разработки, связанные с регулированием НПО, отчетности, налогообложения и иностранного финансирования. Информация для этой спецсерии была предоставлена нашими партнерами по исследованию  – Международным партнерством по правам человека (Бельгия) и Казахстанским международным бюро по правам человека и соблюдению законности.

Объединения

Согласно тренду, наблюдаемого в странах бывшего Советского Союза, в Казахстане пространство для независимой гражданской, религиозной и политической активности в последние годы стало заметно сокращаться. Как будет представлено ниже, НПО подвергаются возрастающему давлению, независимым профсоюзам отказывают в регистрации и общины религиозных меньшинств постоянно сталкиваются с запугиваниями и притеснениями. Правозащитники опасаются, что недавнее создание в соответствии с указом президента в сентябре 2016 года Министерства по делам религии и гражданского общества, может привести к дальнейшему усилению государственного контроля в этой области. В то же время оппозиционные политические партии были исключены из общественной жизни, и лишь единственная, условно оппозиционная партия имеет регистрацию.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, РЕГУЛИРУЮЩЕЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НПО

По закону для общественных объединений регистрация является обязательной и участие в деятельности незарегистрированных объединений рассматривается как правонарушение. В то же время деятельность зарегистрированных общественных объединений может быть приостановлена ​​или прекращена по решению суда за нарушение национального законодательства независимо от степени нарушения.

Новое законодательство, регулирующее финансирование НПО (вступило в силу в декабре 2015 года), еще до принятия подверглось широкой критике со стороны гражданского общества из-за опасений, что это приведет к чрезмерному вмешательству в деятельность неправительственного сектора. Оно предоставляет властям новые широкие полномочия для контроля за НПО и предусматривает создание новой правительственной базы данных неправительственных организаций. В соответствии с законом, НПО обязаны предоставлять в эту базу информацию о своих организациях и мероприятиях на ежегодной основе. Если они не смогут это сделать или предоставят «неверную» информацию, то их могут оштрафовать или приостановить деятельность ​​на три месяца. Новое требование по предоставлению отчетности в сравнении с прошлыми требованиями расширяют обязательства НПО и носят дискриминационный характер, так как относится исключительно к НПО, и не к каким другим видам юридических лиц. Также встал вопрос о ресурсах, требуемых для обработки информации для новой базы данных, предоставленной тысячами некоммерческих организаций.

Общественный фонд «Международная правовая инициатива» подал судебный иск, спаривая новое требование о представлении отчетности, однако проиграл процесс. Впоследствии организация подверглась налоговой проверке, которая, по мнению ее сотрудников, была связана с оппонированию новому законодательству о финансировании НПО (см. ниже дополнительную информацию).

В то время как предельный срок предоставления информации для новой правительственной базы данных вышел в марте 2016 года, вся эта информация все еще находится в обработке. В январе 2017 года новый министр по делам религий и гражданского общества заявил о необходимости дополнительных ресурсов для запуска этой базы данных. Он также отметил, что лишь 2500 из 18000 официально существующих в стране НПО предоставили требуемую информацию  и что усилия в этом направлении будут усилены.

Поправки в налоговый кодекс, вступившие в силу в октябре 2016 года, принесли неправительственным организациям необходимость дополнительной отчетности. В соответствии с ними, все частные лица и организации, получающие любые суммы от зарубежных грантодателей для оказания юридической помощи, изучения общественного мнения или сбора, анализа и распространения информации теперь обязаны сообщать о получении этих средств в налоговые органы. Несоблюдение этих требований может привести к штрафам. База данных с открытым доступом будет создана на сайте Министерства финансов на базе полученной информации. Новые положения создают дополнительное бремя отчетности для НПО и так регулярно отчитывающихся в налоговые органы о своих финансах. Еще одна проблема в том, что новые требования применяются к зарубежному финансированию определенных видов деятельности, считающихся «подозрительными» с точки зрения властей. Это положение породило опасения, что публикация представленной информации может наложить на сотрудников НПО определенное клеймо и поставить под угрозу тех, кто занимается такой деятельностью.

ПРОВЕРКИ НПО

Несколько известных правозащитных организаций подверглись незапланированным назойливым проверкам со стороны Комитета государственных доходов. После месяцев проверок, закончившихся в декабре 2016 года, на алматинское НПО «Либерти» и общественный фонд «Международная правовая инициатива» были наложены штрафы в размере 7000 и 3500 евро соответственно за предполагаемую неуплату корпоративного подоходного налога с зарубежных грантов, хотя эти гранты были освобождены от уплаты налогов в соответствии с применяемыми положениями национального налогового законодательства. В отношении «Либерти» налоговые чиновники отказались признать грант, полученный этой организации от Европейской комиссии, в качестве гранта этого донора, несмотря на всю предоставленную доказательную документацию. Обе НПО считают, что наложение штрафов имеет политическую мотивацию и уже объявили, что будут оспаривать их в суде. Проверка правозащитной организации «Кадыр-Касиет» из Астаны в январе 2017 года еще не была завершена.

В совместном заявлении несколько десятков казахстанских НПО осудили давление в отношении этих трех правозащитных организаций и заявили о незаконности решения, обязывающего «Либерти» и «Международную правовую инициативу» платить корпоративный подоходный налог. Они также выразили тревогу, что проверки трех НПО были инициированы на основании жалобы, поданной частным лицом, в качестве реакции на статью «Сколько зарубежные фонды тратят на обучение активистов в Казахстане», опубликованную на веб-сайте Nur.kz в июле 2016 года. В данной статье утверждалось, что три организации, позже ставшие мишенью для проверок, равно как другие правозащитные НПО с иностранным финансированием, занимаются «политической» деятельностью, угрожающей стабильности страны.

ОТКАЗЫ В РЕГИСТРАЦИИ ПРОФСОЮЗОВ

Закон о профсоюзах, принятый в 2014 году, ввел новые строгие требования к регистрации профсоюзных объединений, в частности, требования об обязательном вхождении профсоюзов в расширенные структуры. Ранее этот закон подвергся критике со стороны Международной организации труда и Специального докладчика ООН по вопросу о праве на свободу мирных собраний и ассоциаций за нарушение права на свободную организацию профессиональных союзов.

Независимые профсоюзы испытывают серьезные трудности при попытке получить регистрацию в соответствии с новым законом и получают отказы под различными предлогами. Конфедерация независимых профсоюзов Республики Казахстана (КНПРК) смогла получить регистрацию в качестве общенационального профсоюза в феврале 2016 года, приложив максимум усилий на протяжении месяцев. Тем не менее, в ноябре 2016 года Министерство юстиции инициировало ликвидацию путем полдачи судебного иска в отношении организации, утверждая, что она не смогла подтвердить свой статус в соответствии с законом 2014 года, требующим иметь филиалы в более чем половине всех территориальных объединений страны. Однако многие филиалы КНПРК так и не смогли получить регистрацию от органов юстиции. 5 января 2017 г. суд южно-казахстанского города Шымкент постановил закрыть КНПРК. В своем пресс-релизе представители организации заявили, что суд не позволил им представить свои возражения на обвинения и вынес решение на следующий день после начала судебного разбирательства. В поддержку профсоюза была запущена интернет-кампания.

ПРЕСЛЕДОВАНИЯ ОБЩИН РЕЛИГИОЗНЫХ МЕНЬШИНСТВ

Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности (КМБПЧ) задокументировало ряд примеров дискриминации, стигматизации и притеснения общин религиозных меньшинств, осуществляемых в соответствии с законом 2011 года «О религиозной деятельности и религиозных объединениях». Закон предусматривает серьезные ограничения на проведение основных религиозных мероприятий, таких как поклонение, миссионерская деятельность и распространение религиозной литературы. Пакет поправок в законодательство по противодействию экстремистской и террористической деятельности, подписанный президентом в декабре 2016 года, усилил некоторые из этих ограничений, в том числе роль государственной цензуры религиозных книг и материалов.

Ниже приводится только один недавний пример, вызывающий озабоченность отношением к членам общин религиозных меньшинств:

16 ноября 2016 г. суд в Усть-Каменогорске наложил штраф в эквиваленте 300 евро на каждую из трех пожилых женщин, являющихся членами протестантской церкви «Родник», за якобы допущенное нарушение требований закона в части проведения религиозных обрядов и церемоний. Эти обвинения были выдвинуты против членов церкви после того, как они посетили местный хоспис, где говорили о своей вере и молились с пациентами по их просьбе. 7 декабря решение в отношении одной из женщин после апелляционного рассмотрения оставлено в силе, в то время как жалобы, поданные двумя другими еще не были рассмотрены к концу года.

CIVICUS (Всемирный альянс за гражданское участие) является международной некоммерческой организацией, которая описывает себя как «глобальный альянс, посвященный укреплению деятельности граждан и гражданского общества по всему миру. Основанная в 1993 году, организация сегодня имеет членов в более чем 145 странах мира со штаб-квартирой в Йоханнесбурге и офисами в Лондоне, Женеве и Нью-Йорке.

ИСТОЧНИК:

https://monitor.civicus.org/newsfeed/2017/02/03/special-series-threats-civic-space-kazakhstan-part-1-association/


Добавить комментарий

Смотрите также