В отношении правозащитника из восточно-казахстанского города Риддер Александра Харламова возбуждено дело по подозрению в возбуждении религиозной розни. Об этом сообщил сам Харламов, позвонив в Казахстанское международное бюро по правам человека.
Вчера вечером в его квартире был проведен обыск. В санкции прокурора значилось: подлежит изъятию религиозная литература. Таковой были признаны остатки тиража «Самой гениальной книги» – изданные в 2015 году на собственные средства небольшим тиражом размышления Харламова о религии и атеизме и влиянии науки на христианство. В результате обыска были изъяты 83 экземпляра книги , 3 флеш-карты и компьютерный процессор, где находятся все рабочие документы Александра.
По сведению Александра Харламова, инициировали санкцию на производство обыска сотрудники полиции в лице заместителя начальника ГРОВД г.Риддер Бельгеубаева.
В свою очередь 64-летний правозащитник считает, что его сочинение относится к научной литературе.
Первый допрос назначен на сегодня, на 10 утра, где его должны ознакомить с результатами экспертизы.
В 2013 году он уже проходил обвиняемым по аналогичному обвинению официально из-за своих атеистических высказываний, по мнению Харламова – из-за неприятия его правозащитной деятельности и публикаций на правовые темы местной полицией и прокуратурой.
4 сентября 2013 Александр Харламов был освобожден из следственного изолятора Усть-Каменогорска после того, как риддерский суд постановил изменить меру пресечения с ареста на подписку о невыезде. С того времени он находился на свободе, однако его дело «затерялось». Полусвобода Александра Харламова, скорее всего, стала результатом международной реакции на очевидную абсурдность обвинения, о преследовании человека в Казахстане за атеистическое мировоззрение писали многие зарубежные СМИ. (подробней «Дело Александра Харламова: гражданский активист на свободе, но все еще под следствием»).
Весь этот период он продолжал оказывать юридическую помощь тем, кто сталкивался с беззаконием со стороны местных органов власти. Это обстоятельство, на взгляд Харламова, подтолкнуло правоохранительные органы заняться им второй раз, используя как повод уже использованный ранее инструмент – мнение автора, высказанное в своей книге (см. «Ветер с улицы» разжег пламя ненависти»). Кроме того, 174 статья Уголовного кодекса «возбуждение розни» позволяет привлечь к ответственности едва ли не любого, благодаря чему государству удается подавлять своих критиков.