В настоящее время члены Координационного совета при Уполномоченном по правам человека Республики Казахстан трудятся над подготовкой третьего по счету Консолидированного доклада по результатам превентивных посещений участниками НПМ Казахстана за 2015 г.
Национальный превентивный механизм в Республике Казахстан существует уже четвертый год.
Парадигму его развития определяют международно-правовые акты в сфере уголовной юстиции и прежде всего Минимальные Стандартные правила ООН в отношении обращения с заключенными («Правила Нельсона Манделы»), принятые 21.05.2015 г., а также национальное уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство Республики Казахстан. Обращает на себя то обстоятельство, что НПМ функционирует в «пространстве» регулярных посещений мест принудительной изоляции личности от общества и мониторирования состояния защищенности прав человека.
Проблема защиты прав человека в местах принудительной изоляции от общества, как отмечалась ранее в настоящем документе, требует для своего решения эффективного взаимодействия в рамках НПМ институтов гражданского общества и органов государственной власти. В связи с этим позитивной оценки заслуживает факт реагирования МВД РК на выявленные и представленные в отчете НПМ за 2015 г. случаи нарушения прав человека в пенитенциарных учреждения МВД РК.
16.08.2016 г. за подписью заместителя министра внутренних дел РК были озвучены пояснения поданным замечаниям. Этот отклик правоохранительного ведомства, в структуре которого органы и учреждения УИС Казахстана следует приветствовать как подтверждение его сотрудничества с гражданским обществом в деле реализации стратегических мероприятий НПМ. Вместе с тем, однако, отдельные пояснения руководства МВД Казахстана оставляют некоторые недоумения и, к сожалению, не обладают должной конкретикой.
Так, в частности, в отчете за 2015 г. критиковались разные препятствия, возникающие при посещение участниками НПМ Казахстана исправительных учреждений. Касаясь этого замечания, МВД РК отмечает, что участники НПМ при посещении исправительных учреждений должны предоставлять дополнительную документацию помимо своих служебных удостоверений. При этом оно ссылается на подзаконный акт – Правила посещения учреждений уголовно-исполнительной системы (Приказ Министра внутренних дел Республики Казахстан от 20 августа 2014 года № 535). Однако же статус участников НПМ установляется законом, т.е. актом более высокой юридической силы.
Одним из важнейших принципов НПМ является его независимость. Отсутствие независимости совершенно обессмысливает превентивный контроль со стороны участников НПМ. Документ, удостоверяющий их служебный статус, является соответствующее удостоверение, содержащее сведения о конкретном участнике НПМ и его фотография. Удостоверение является официальным документом, в котором имеется гербовая печать и подпись должностного лица – Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан. Данный документ отражает доверие государства и гражданского общества его правообладателю – участнику НПМ. Требования предъявлять дополнительные документы и специальные пропуска подрывает это доверие и лишает какого-либо смысла служебное удостоверение участника НПМ. Кроме того, такая практика посягает на независимость данных участников, так как они вынуждены будут обращаться с просьбами о специальных пропусках, и возникает риск, что эти пропуска будут выдаваться в зависимости от лояльности конкретного участника НПМ к администрации исправительного учреждения.
Совершенно абсурдной выглядит ситуация, когда подзаконный акт внутриведомственного характера сводит на нет ряд положений закона об НПМ как нормативно-правового акта наиболее высокой юридической силой. Хотя, по логике никаких дополнительных документов не требуется, например, от прокурора при реализации надзорных полномочий в отношении исправительных учреждений УИС МВД РК. Не должны они требоваться и от участников НПМ, которым государство доверило выполнять важные публичные функции контрольно-предупредительного характера.
Как отмечается в одном из отчетов участников НПМ, уже в 2016 г. ситуация неправомерных требований со стороны администрации пенитенциарного учреждения возникла в частности г. Аркалык, когда начальник учреждения УК 161\12 Батырбеков А.К. потребовал от участников НПМ план посещения группы участников НПМ по Костанайской области на 2016г.
В отчете указано, что «во время встречи с участниками НММ, начальник учреждения непрерывно листал комментарии к УИК РК, затем, сославшись на положение в УИК РК о том, что план посещений утверждается Координационным советом, воспрепятствовал посещению без плана. Участники НПМ были вынуждены позвонить в офис Уполномоченного по правам человека РК и ждать положительного разрешения ситуации. Только после отправки посредство факса коллегами Сергазиновой А. копии плана, начальник учреждения разрешил посещение. До начала посещения, сотрудники учреждения потребовали написать заявление об отказе обеспечения безопасности во время конфиденциальных бесед с осужденным (выдержка из отчета НПМ по Костанайской области УК 161\12 в г. Аркалык от 4-6.08.2016 г.)». Следует отметить, что требования написать заявление об отказе об обеспечения гарантий безопасности следует рассматривать как форму психологического давления и даже как завуалированную угрозу личной безопасности участников НПМ со стороны должностных лиц исправительного учреждения.
Администрация исправительных учреждений, весьма расширительно толкуя упомянутые Правила МВД и проявляя «заботу» о том, чтобы участники не «перетруждались», устанавливает временные рамки с 09 до 17.00. В исправительных учреждения Костанайской области, в частности, от участников НПМ тоже требуют предоставлять планы.
Обращает на себя внимание абсурдность такой ситуации, когда независимые участники НПМ, реализуя своей правовой статус, вынуждены подчиняться неправомерным требованиям начальника исправительного учреждения, и доказывают ему, что имеют право посетить данное посещение. Полагаем, что со стороны данного начальника ИУ допущено дисциплинарное злоупотребление должностными полномочиями, заслуживающее проведения проверки органами прокуратуры и привлечения к дисциплинарной ответственности.
Вообще складывается довольное нелогичное положение, когда адресаты контроля (должностные лица УИС) пытаются ограничить субъекты контроля (участников НПМ). Иными словами, те, кого должны контролировать, устанавливают правила для осуществляющих контроль, это практически все равно, что прокурору, прибывшему в пенитенциарное учреждение, его администрация указывала бы сколько времени должен находиться там прокурор, что он должен проверять и при этом требовало от него подтверждения своих полномочий. Очевидно, что это противоречит элементарной логике, закону и здравому смыслу, а также самой сути социально правового контроля.
К сожалению, по этому поводу МВД РК никак не обозначило свою позицию. Нельзя не учитывать, что создание подобных препятствий для участников НПМ противоречит решению общегосударственных задач по защите прав человека и предупреждению пыток и нарушает авторитет Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан как одного из важнейших должностных лиц государства. Установление временных рамок пребывания в ИУ для участников НПМ, чем бы это не мотивировалось, позволяет предполагать, что в данных учреждениях есть практика пыток и жестокого обращения. И вместе того, чтобы искоренять данные явления, старается их сокрыть, препятствуя нахождению участников НПМ в пенитенциарных учреждениях в определенное время суток.
Полагаем, что руководству МВД РК нужно обратить внимание, на данную серьёзную проблему, учитывая, что противодействие пыткам и жестокому обращению – это задача не только органов внутренних дел, но и всего государства и взаимодействующего с ним гражданского общества.
Хотелось бы также получить от МВД РК информацию о его позиции в отношении установления специальных клеток для осужденных («клеток безопасности») для проведения конфиденциальных встреч с участниками НПМ. В Консолидированном докладе по итогам превентивных посещений участников НПМ Казахстана за 2015 г. отмечалось, что в исправительных учреждениях Казахстана были оборудованы специальные комнаты для проведения конфиденциальных бесед участников НПМ с осужденными. Однако следует отметить, что «комнаты НПМ» оборудованы металлическими решетками, разделяющими участников НПМ от осужденных. Таким образом, по инициативе администрации учреждений искусственно создается физический и психологический барьер между представителями независимой инспекции и осужденными.
Несмотря на критическую оценку «клеток безопасности» национальными и международными экспертами, в исправительных учреждениях Казахстана остается практика их применения. Так, например, участники НПМ по Костанайской области в отчете о периодическом превентивном посещении ИУ УК 161/1 от 10-11.02.2016 г. отмечают, что «кабинет расположен в помещении, рядом с кабинетом оперативных сотрудников, что вызывало негативное отношение у осужденных… Один из осужденных долго мялся и не мог говорить, было видно, что он хочет о многом рассказать. Потом написал на бумаге: «Здесь установлен диктофон». Таким образом администрация ИУ УК 161/1 ДУИС по Костанайской области своими действиями подрывает доверие к институту общественного контроля мест лишения свободы и в целом объявленной государством политике «нулевой терпимости» к пыткам и жестокому обращению.
Подобная практика «клеток безопасности» не используется при посещении исправительных учреждений прокурорами, должностными лицами УИС, членами ОНК. Однако их распространили только на участников НПМ. Существование подобных клеток подрывает доверие осужденных к участникам НПМ и создает препятствие для их конфиденциального общения, и, по сути, направлено на воспрепятствование подобному общению.
Удивительный вывод можно сделать, из отчетов о результатах превентивных посещений исправительных учреждений участниками Костанайской области, что региональное руководство Департамента УИС выработала свою «местную (костанайскую)» практику обеспечения «доступа» правозащитников в места лишения свободы, которая противоречит национальному законодательству и международным стандартам ООН.
Надеемся, что прокуратура региона и администрация Комитета УИС МВД РК сделает соответствующие выводы.