Брюссель/Алматы, 23 ноября 2016 г. Сегодня в Брюсселе ЕС проведет восьмой раунд переговоров в рамках ежегодного диалога с Казахстаном по правам человека. Это совещание проходит в то время, когда ЕС начинает процесс установления более тесных политических и экономических отношений с Казахстаном в рамках Соглашения об усиленном партнерстве и сотрудничестве. Базирующая в Бельгии организация «Международное партнерство по правам человека» (МППЧ), Всемирная организация против пыток (ОМСТ) и польский Хельсинкский фонд по правам человека (ХФПЧ) совместно с Казахстанским международным бюро по правам человека и соблюдению законности (КМБПЧ) призывают ЕС использовать этот диалог для того, чтобы настаивать на принятии конкретных мер для решения насущных проблем в области прав человека в Казахстане.
В преддверии сегодняшней встречи четыре НПО предоставили ЕС информацию по ключевым вопросам и проблемам, касающимся Казахстана, которые было бы важно обсудить с казахстанскими властями.
«В настоящее время атмосфера свободы слова в Казахстане вызывает тревогу, как часть более распространенной тенденции, которая наблюдается в странах бывшего Советского Союза», – отметила Бриджит Дюфур, директор МППЧ. «Европейский парламент осудил ситуацию в своей резолюции, принятой в марте 2016 года, и этот вопрос следует рассматривать в качестве приоритета в отношениях ЕС с Казахстаном”, – продолжила она.
В Казахстане осталось всего лишь несколько СМИ, которые открыто критикуют власти, и против некоторых из них в последнее время поданы огромные иски о защите чести и достоинства. Блокируются новостные и другие сайты, которые критически относятся к действиям властей. В последнее время растет число уголовных дел против журналистов, блогеров и активистов гражданского общества.
Гражданских активистов Макса Бокаева и Талгата Аяна в настоящее время судят за их роль в мирных акциях протеста против земельной реформы, которые проходили в Казахстане весной этого года. На суде, который был признан «политическим» по своему характеру даже со стороны судьи, прокуроры запросили для активистов по восемь лет лишения свободы по обвинению в «нарушении порядка проведения акций протеста», а также «распространении заведомо ложной информации» и «разжигании социальной розни». Обвинения, выдвинутые по двум последним, широко сформулированным статьям Уголовного кодекса, часто используются против лиц, не скрывающих своих убеждений, несмотря на критику со стороны международных органов по правам человека. Ранее в этом году редактор Гузяль Байдалинова была признана виновной в «распространении заведомо ложной информации», в то время как, гражданские активисты Ермек Нарымбаев и Болатбек Блялов, и также политический деятель Серикжан Мамбеталин были осуждены по обвинению в «разжигании розни».
«ЕС должен призвать власти Казахстана прекратить использование мер уголовного преследования в качестве инструмента для подавления законного осуществления права на свободу выражения мнений, свободу собраний и ассоциаций и других основных прав в нарушение международных стандартов,” – подчеркнул Джеральд Стейберок, генеральный секретарь OMCT.
Широкое распространение фактов нарушений прав на свободу собраний было зафиксировано в связи с проведением в Казахстане в апреле-мае 2016 года акций мирных протестов по земельным реформам и более широким проблемам. Сотни людей были задержаны и десятки, в том числе хорошо известные активисты гражданского общества, правозащитники и пользователи социальных сетей, были оштрафованы или арестованы на срок до 15 суток. Не только Максу Бокаеву и Талгату Аяну, но и другим активистам были предъявлены обвинения в совершении уголовных преступлений в связи с этими протестами. Правозащитник Махамбет Абжан, который принимал активное участие в освещении этих протестов в социальных сетях, был осужден якобы за сопротивление полиции и приговорен судом к двум годам ограничения свободы.
Новое законодательство, принятое в Казахстане в прошлом году, налагает чрезмерные и необоснованные требования к отчетности НПО. Последние изменения в налоговом кодексе требуют от организаций и лиц, получающих средства из-за рубежа для осуществления определенных видов общественной деятельности, уведомлять налоговые органы о получении таких средств, и предусматривают создание публичной базы данных с отображением такой информации. Применение этих положений может привести к общественному осуждению и дискриминации лиц и организаций, получающих зарубежное финансирование. Несколько НПО уже стали мишенью внеплановых налоговых проверок.
В общей сложности за первые девять месяцев 2016 года Коалицией НПО против пыток в Казахстане было зарегистрировано 115 новых случаев применения пыток и жестокого обращения, и как полагают, это лишь вершина айсберга. Расследования заявлений о применении пыток и жестокого обращения остаются неэффективными, несмотря на позитивные изменения в законодательстве в отношении отчетности и расследования преступлений, безнаказанность по-прежнему является нормой. В основе этой проблемы лежит нежелание властей подвергать систему правоохранительных органов публичной критике.
«В целях эффективного решения проблемы безнаказанности крайне важно, чтобы казахстанские власти последовательно стремились к созданию подотчетного, беспристрастного и прозрачного механизма для контроля всех расследований, предпринятых на основе сообщений о пытках и жестоком обращении» – подчеркнула Роза Акылбекова, директор КМБПЧ и координатор Коалиции НПО Казахстана против пыток.
Договорные органы по правам человека ООН приняли ряд важных решений в ответ на жалобы, поданные жертвами пыток и других нарушений прав человека в Казахстане. Тем не менее, казахстанские власти не выполнили большинство из этих решений. Ими были предприняты шаги, чтобы полностью или частично реализовать рекомендации по выполнению только трех из общей сложности 12 дел, по которым Комитет против пыток и Комитет по правам человека обнаружили нарушения права не подвергаться пыткам и жестокому обращению.
«ЕС должен подчеркнуть важность оперативного и полного выполнения решений договорных органов ООН по отдельным делам, в том числе путем привлечения виновных в применении пыток и других нарушений прав человека к ответственности, и обеспечения того, чтобы жертвы получили соответствующую компенсацию» – отметил Ленур Керимов, директор международных программ ХФПЧ.
Дело жертвы пыток Расима Байрамова, который трагически погиб в этом году из-за осложнений в результате болезни, является лишь одним из тех дел, где казахстанским властям еще предстоит обеспечить правосудие в соответствии с решением ООН. Ему была назначена компенсация за моральный ущерб, но она составила менее 300 евро, а сотрудники полиции, которые пытали его, не были привлечены к ответственности.
Более подробную информацию об актуальных вопросах в области прав человека в Казахстане можно найти в следующих документах, подготовленных для Диалога ЕС-Казахстан по правам человека:
Информационный документ о защите фундаментальных правах человека в Казахстане, подготовленный КМБПЧ и МППЧ (на английском языке)
Информационный документ о пытках и жестоком обращении в Казахстане, подготовленный Коалицией НПО против пыток в Казахстане, МППЧ и ХФПЧ (на английском языке)
***
Для получения дополнительной информации просим обращаться:
Бриджит Дюфур, директор МППЧ, brigitte.dufour@iphronline.org, +32-47336 38 91
Джеральд Стейберок, генеральный секретарь OMCT, gs@omct.org, +41-22 8094939
Роза Акылбекова, заместитель директора КМБПЧ/координатор Коалиции НПО Казахстана против пыток, roza.akylbekova@gmail.com, + 7-727 249 59 62
Ленур Керимов, директор международных программ ХФПЧ, L.Kerymov@hfhrpol.waw.pl, +48-504080257