Судя по заявлениям антитеррористического центра КНБ РК, наша страна активно борется с терроризмом. Почему-то мы стали мишенью террористов – если не номер один, то одной из главных. Как Франция, Турция или Россия, например. «Террористы» даже готовят теракты наподобие 11 сентября 2001 года в США или как в Париже.
Зачем игиловцам Казахсьтан?
В минувший понедельник представитель КНБ Сакен МЫНБАЕВ так прокомментировал задержание террористов в Алматинской области: «Для достижения большого резонанса ими рассматривались варианты проведения терактов в местах массового скопления людей. Кроме того, проводили разведку аэропорта Талдыкорган, изучали возможность угона гражданского или военного самолета для совершения резонансного террористического акта по аналогии с нападениями 11 сентября 2001 года в США». Возникает вопрос: с чего это они так ополчились на нашу страну?
Вообще, террористы – не такие безбашенные отморозки, которым все равно, где и как взрывать. У них тоже есть целеполагание и свое видение конкретных действий. Если внимательно посмотреть на список стран, в которых те же игиловцы совершают теракты, то нетрудно заметить, что это в основном государства, которые ведут войну против террористов в Сирии и Ираке. Это Франция, Россия, Турция и США. Почему-то они не нападают на Италию, Испанию или Германию, которые практически не задействованы в авиаударах и наземных операциях в войне против ИГИЛ. То есть террористы отвечают тем, кто их бомбит и убивает. Наносят удар по ним. И нет особых причин для террористов атаковать такие страны, как Казахстан. Мы не участвуем в глобальной войне с терроризмом ни в какой форме. Наши самолеты не летают над головами игиловцев в Сирии и Ираке. Мы не уничтожаем головорезов‑радикалов бомбовыми ударами с дронов. Так зачем им вступать в войну против нашей страны?
Глубоко сомневаюсь, что у игиловцев много времени и свободных ресурсов, чтобы планировать атаки на Казахстан. Их главная цель — информационная шумиха, привлечение внимания ведущих мировых изданий, чтобы напомнить миру о силе и мощи ИГИЛ, вовлечь в свои ряды больше сторонников, в том числе смертников. Атака на нашу страну вряд ли принесет сторонникам ИГИЛ большие иформационные дивиденды. Даже неудавшаяся операция в какой-нибудь западной стране даст игиловцам больше шума в пропаганде, чем крупное нападение на такие периферийные государства, как Казахстан. Возможно, преступники, готовые пролить кровь, есть и у нас, но вряд ли у них хватило бы ресурсов и возможностей для совершения чего-то большого.
Посмотрите на арсенал талдыкорганских террористов. По версии силовиков, террористы готовили нападения на воинские части, высокопоставленных руководителей правоохранительных органов. Либо эти террористы, замахнувшиеся на столь крупные акции устрашения, совсем свихнулись, либо потеряли связь с реальностью. Сотрудники секьюрити любого банковского отделения намного лучше вооружены этих т. н. террористов. Причем их всего трое. Как они намеревались напасть на столько объектов и еще совершить угон самолета, остается большой загадкой. Умом это не постичь.
Провал министра Касымова
Президент на совместном заседании палат парламента высказался о необходимости принятия семи законопроектов по вопросам безопасности. Какие нормы туда будут введены, пока остается неясным. Но существуют опасения, что все эти нормы направлены на «закручивание гаек» и усиление борьбы не с терроризмом, а с инакомыслием. На то есть ряд причин. Во‑первых, все эти «угрозы», введение «желтого» уровня террористической опасности появились после беспрецедентных земельных протестов. До них все было относительно спокойно. Во‑вторых, власть то и дело пытается увязать теракты и мирные акции протеста. Видимо, в Акорде полагают, что между террористами и безоружными публичными активистами нет никакой разницы. Так действует только та власть, которая не уверена в своих легитимности и популярности в обществе. Например, в тех же США почти каждую неделю проходят публичные акции протеста, но никому и в голову не приходит считать их участников террористами, помогающими ИГИЛ.
Вместо того чтобы дальше ужесточать и так уже жесткие законы, президенту пора пересмотреть подход к работе руководства силовых структур. Казахстан занимает шестое место в мире по числу полицейских на душу населения. На 100 тысяч казахстанцев в среднем приходится 445 полицейских. По всей стране порядка 100 тысяч сотрудников полиции. Если выехать из Алматы на легковой машине в любом направлении, через каждые 70–100 километров встречается пост дорожной полиции.
Наверное, такой концентрации полицейских и огромного числа сотрудников не встретите ни в одном развитом государстве. Только вот куда смотрят все эти сотрудники полиции? Почему, например, ни полицейские, ни сотрудники спецслужб не углядели за террористами в Актобе? Как алматинские полицейские допустили, чтобы один-единственный преступник уложил шестерых сотрудников и ранил еще нескольких?
Между прочим, то, что дело КУЛЕКБАЕВА, напавшего на Алмалинское РОВД в Алматы, должно стать причиной для тщательного служебного расследования в МВД, очевидно. Более того, за такой провал в работе полиции должны понести наказание первые руководители министерства внутренних дел, а в первую очередь — министр КАСЫМОВ. Алматы — мегаполис, только в этом городе, по некоторым данным, работают более 20 тысяч полицейских. Они в течение нескольких часов не могли обезвредить одного преступника! Дошло даже до того, что по этому поводу президент провел экстренное заседание Совета безопасности, а в городе объявили «красный» уровень террористической угрозы.
С таким руководством в МВД несколько хорошо обученных террористов могут устроить такое, что парижская атака покажется детской игрой. Потому в Акорде должны задуматься не над очередным ужесточением законов, а над уровнем профессионализма полиции. Генерал КАСЫМОВ показал свою профнепригодность не только в борьбе с террористами, но и в разгоне мирных демонстрантов в Жанаозене.
Какая была необходимость применять огнестрельное оружие против мирно бастующих нефтяников в 2011 году? По видеокадрам было видно, что нефтяники не применяли оружие, не нападали на полицейских, а стали жертвой жестокости и чрезмерного применения насилия со стороны сотрудников правоохранительных органов. Уже тогда надо было провести расследование деятельности Касымова в должности главы МВД.
Ак-орда должна думать о борьбе не с мнимыми террористами, а с безответственными и непрофессиональными чиновниками, которые своими действиями создают очаг напряженности и политической нестабильности.
Публикация в газеет «Трибуна. Саяси-Калам» от 7.09.2016.