Добро ли пожаловать?

20.06.2016

Ежегодно 20 июня во всем мире отмечается Всемирный день беженцев, утвержденный Генеральной Ассамблеей ООН в 2000 году. Каждая страна по-своему проводит эту памятную дату, анализируя происходящие тенденции в миграции земного населения и предлагая выходы для решения сложившейся проблемы.

Несмотря на принимаемые мировым сообществом усилия, число людей, которые вынуждены покинуть свои дома, растет день ото дня. Согласно ежегодного доклада Управления Верховного комиссара по делам беженцев (УКВБ) ООН, на конец 2015 года в мире проживало 7,3 миллиарда человек, из них 65,3 миллиона признаны вынуждено перемещенными лицами, из которых, в свою очередь, 21,3 миллиона человек являются беженцами. Таким образом, каждую минуту 24 человека по тем или иным причинам покидают свои дома.

«Донорами» 75% беженцев в мире являются всего 11 стран, а более 50% вынужденных переселенцев принимают семь стран. Половину всех беженцев составляют дети в возрасте до 18 лет.

Об этом и ситуации с беженцами в регионе Центральной Азии говорилось сегодня на пресс-конференции в Казахстанском международном бюро по правам человека и соблюдению законности (КМБПЧ).

Первым взяла слово старший региональный советник УВКБ ООН по вопросам защиты беженцев Чизу Мацушита, отметившая, что на сегодня сложился  беспрецедентный уровень перемещений, с которым когда-либо сталкивалось человечество. Тем не менее, для Центральной Азии дела складываются более благоприятным образом:Мацушита

– Если мы посмотрим на страны Центральной Азии, то увидим, что количество людей вынуждено перемещаемых внутри региона не так велико. На сегодняшний день в регионе насчитывается немногим более 3000 человек. И это всего лишь 3% по сравнению с тем уровнем беженцев, когда ЦА принимала их на своей территории в период 2001 г. Тогда общее количество беженцев составляло более 100 000 человек.

Госпожа Мацушита отметила, что основным «донором» беженцев был Афганистан, откуда в нашу Республику бежало более 30 000 человек.

Однако нынешнее сокращение числа беженцев советник связывает сразу с несколькими причинами:

– Почему это случилось? Потому, что многие вернулись на родину после того, как ситуация там улучшилась. Некоторые выехали в третьи страны. Большая часть беженцев получила гражданство принявшей страны.

Также спикер выразила надежду на то, что положительно будет решена судьба и нынешних трех тысяч  беженцев.

– Многие из них (беженцев – Ред.) проживают в странах Центральной Азии более пяти лет и хорошо интегрировались в эти сообщества. Я не думаю, что это будет так тяжело решить вопрос беженцев, учитывая их количество. Мы бы хотели, чтобы страны Центральной Азии продемонстрировали такую же приверженность в принятии решений по беженцам, какую они продемонстрировали в последние десятилетия. Особенно, учитывая экономическое развитие Казахстана.

Следующий спикер – Гульмира Куатбекова, юрист КМБПЧ по проекту УВКБ ООН «Оказание правовой помощи беженцам», высказала мнение о необходимости большей гражданско-правовой интеграции беженцев, отметив существующие недочеты в законодательстве: Гульмира Куатбекова

– На сегодняшний день они получают гарантированную медицинскую помощь наравне с гражданами РК.  Их дети получают образование, как среднее, так и высшее. Многие из них трудоустроены. Но мы должны говорить и о тех фактах, над чем нам нужно будет поработать. Эти лица приравнены с самого начала к статусу временного иностранца на территории РК. Это не дает им полностью тех прав, которые гарантированы Международным Пактом об экономических, социальных и культурных правах. Это социальное обеспечение, пенсии, компенсация по утере кормильца, пособия на детей, льготы на высшее учебное заведение и прочее.

Также Гульмира Куатбекова говорит о сложности стать полноценными гражданами РК. Несмотря на то, что некоторые находятся здесь более 15 лет: их дети родились, выросли и получили образование в Казахстане, они впитали традиции, они чувствуют, что могут внести большой вклад в развитие страны.

По данным советника УВКБ ООН по вопросам защиты беженцев Марии Волошкевич, всего на территории Казахстана сейчас проживает 700 беженцев. В прошлом году подали прошение на предоставление убежища около 350 человек. Более 50%, по ее словам из них получили статус беженца.

Волошкевич– В конце прошлого года Казахстаном был принят закон, позволяющий получать проездные документы, которые бы им обеспечили право на свободу передвижения за пределы РК и свободного возвращения в страну. Пока проездные документы не выдаются, но мы надеемся, что в скором времени они уже будут выдаваться беженцам.

Также за последние несколько лет значительно улучшилась процедура определения статуса беженца. Теперь мы уже можем говорить, что она приближена к тем международным стандартам, которые существуют и в других странах, – замечает Мария Волошкевич.

Однако озвученная выше информация касается тех, кто признан в Казахстане беженцами – так называемыми «конвенционными». Однако после того, как в 2009 году наделение лиц статусом беженца перешло из рук Управления Верховного комиссара ООН в руки казахстанских чиновников ситуация резко изменилась – с тех пор получить статус беженца стало много трудней, тем более что государство отказывается считать беженцами тех, кто бежал от военных конфликтов и массового насилия. Так что некоторые шансы остаться у нас есть у преследуемых по политическим, религиозным, национальным мотивам, но и в этом случае все бремя доказательств возложено на вынужденно перемещенных лиц.

Хотя на это Мария Волошкевич говорит, что «за последние два года как раз таки многие сирийцы получили статус беженцев в Республике Казахстан, конечно, не все, но немножко отношение в этом плане со стороны государства изменилось».

– После получения отказа мы работаем с этими лицами по рекомендации сотрудников УВКБ ООН, поскольку они являются наблюдателями на комиссиях по предоставлению статуса беженцев и знают где и у кого были нарушены права при рассмотрении комиссии, – в свою очередь рассказывает юрист Гульмира Куатбекова. – Очень много отказов. В судебных инстанциях отказы достигают ста процентов, – дополняет она.

Ранее официальная Астана практиковала в нарушении всех норм и обязательств депортацию беженцев в те страны, откуда те бежали и где им могли грозить пытки или иные проблемы.

Так что, вполне очевидно, что небольшое количество беженцев в Казахстане – еще и фактор «антирекламы», так как о «гостеприимстве» центрально-азиатской страны наслышаны далеко за ее пределами.

Во время пресс-конференции напомнили известный пример, что в свое время ученый Альберт Эйнштейн тоже оказался в числе беженцев, спасавшихся от массового насилия со стороны фашистов. Будь это не США, а сегодняшний Казахстан с его законодательством, вряд ли бы у гения выпал шанс остаться здесь.


Добавить комментарий