Казахстан: чёрный день для свободы выражения мнений и свободы мирных собраний

08.06.2016

Большинство задержанных были вскоре выпущены из отделений полиции без предъявления обвинений, однако несколько человек были приговорены к штрафам или административному аресту по Статье 488 Кодекса об административных правонарушениях за «нарушение закона Республики Казахстан о порядке организации и проведения мирных собраний». 

За несколько дней до 21 мая по меньшей мере 34 активиста были арестованы и находились под административным арестом (до 15 суток): таким образом власти пытались пресечь распространение информации о запланированных протестах и бросить за решётку тех, кого посчитали их «организаторами». Большинство из арестованных и задержанных с 17 по 20 мая всего лишь постили сообщения в социальных сетях, выражающие их намерение участвовать в запланированных протестах, или размещали информацию о самих демонстрациях. Собственно 21 мая многие сообщали о трудностях с доступом к Facebook и Google, в то же время доступ к YouTube и Periscope (онлайн-платформа для размещения видео) был заблокирован, по всей видимости, чтобы не дать людям обмениваться информацией и размещать видеоролики демонстраций или ответных действий полиции. 

Число тех, кто действительно пытался принять участие в данных мероприятиях, было очень небольшим; намного меньше, чем число участников спонтанных протестов, которые ранее проходили по всему Казахстану начиная с конца апреля. Эти протесты были направлены против предложенных изменений в Земельный кодекс, которые разрешали бы приватизировать неиспользуемые сельскохозяйственные земли и сдавать их в аренду иностранным гражданам на срок до 25 лет. 

В Алматы, крупнейшем городе страны, где число собравшихся было наибольшим, местные комментаторы оценили общее число потенциальных протестующих в 1000 человек. Улицы, ведущие на площадь Республики и площадь Астаны, где должны были пройти шествия, были ещё днём ранее заблокированы полицией, в результате чего люди собирались на углах основных улиц, ведущих к этим площадям. 

Как заметил один из репортёров, пишущий для регионального портала «Фергана Ньюс», предоставленные сами себе, потенциальные протестующие в Алматы, скорее всего, разошлись бы сами. Однако около 10:30 сотрудники полиции начали заталкивать потенциальных протестующих в поджидавшие полицейские фургоны или в изъятые для этих целей городские автобусы, поле чего их доставили в районные отделения полиции. Их заставили подписать заявление о том, что они участвовали в несанкционированном общественном митинге (что является в Казахстане административным, а в некоторых случаях и уголовным преступлением) и взяли у них отпечатки пальцев. По оценке местных комментаторов общее число задержанных составило около 500 человек. 

Большинство из них через несколько часов отпустили. По сведениям одного медиа-ресурса, другая тактика, направленная на то, чтобы помешать участию в выступлениях, заключалась в переносе университетских экзаменов на 21 мая и обнародование предупреждений студентам и госслужащим, предостерегающих их от участия в протестах. 

В столице страны, Астане, были задержаны несколько десятков человек, примерно столько же задержали в Атырау и Уральске. Меньшее число, как сообщается, задержали в Караганде (восемь потенциальных протестующих и шестеро журналистов) и Кустанае (15 человек), в то время как в Актюбинске на запланированный протест не пришёл никто, поэтому полиция — как сообщает «Фергана Ньюс» – задержала местных журналистов. Единственным местом, где шествие действительно состоялось, стал Павлодар, где 35-40 человек собрались, чтобы послушать речь оппозиционного активиста Серикбая Алибаева; полиция быстро рассеяла их группу, а Серикбая Алибаева задержали и позже приговорили к штрафу за организацию несанкционированного митинга. 

На видео, снятых в Алматы, отчётливо видно, как потенциальных участников протестов с применением силы ведут к ожидающим полицейским фургонам: обычно задержанного ведут двое полицейских, но некоторых четверо сотрудников полиции тащат за руки и за ноги. У Amnesty International нет информации о дальнейших проявлениях насилия со стороны полиции в отношении задержанных в Алматы или в других регионах страны. 

Несоразмерно жёсткие действия со стороны полиции – и в период до 21 мая, и непосредственно в этот день – со всей очевидностью показывают, что власти по-прежнему нарушают права граждан Казахстана на свободу выражения мнений и свободу мирных собраний – права, зафиксированные в международных соглашениях, заключённых Казахстаном; кроме того, эти права защищает и Конституция Казахстана. 

В соответствии с международным правом и стандартами для реализации права на свободу мирных собраний не нужно получать разрешение властей. Власти могут потребовать предварительного уведомления о собраниях, чтобы содействовать реализации права на мирные собрания и принять меры для обеспечения общественной безопасности или соблюдения прав других граждан, однако это никогда не должно переходить в получение предварительных разрешений на подобные демонстрации. 

Решение о судебном преследовании, пусть и в рамках Кодекса об административных правонарушениях, просто за выражение в социальных сетях своего намерения участвовать в запланированных демонстрациях, является особенно тревожным сигналом. Наряду с временной блокировкой сайтов социальных сетей и недавней чередой судебных процессов над пользователями социальных сетей по подозрению в использовании Facebook и других платформ для возбуждения социальной «розни» (уголовное преступление, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы сроком до 20 лет), всё это является, по всей видимости, частью продолжающихся попыток Казахстана прикрыть пространство социальных медиа, которые являются – при отсутствии независимых СМИ и ограничениях на выражение общественных протестов – единственной возможностью для жителей Казахстана относительно свободно выражать своё мнение. Они представляют собой неправомерное ограничение права на свободу выражения, в том числе право искать, получать и распространять информацию. 

Среди тех, кого власти задержали в ответ на запланированные на 21 мая протесты, было много журналистов. По данным местной НКО «Адил соз» , отстаивающей свободу выражения мнений, были задержаны 42 журналиста, в том числе журналисты, работающие на местные новостные издания и на международные агентства, такие как «Радио Свободная Европа/ Радио Свобода», Reuters и некоторые российские издания (среди задержанных было несколько иностранных граждан). Большинство из них в течение трёх часов отпустили без предъявления обвинений, а представитель Министерства внутренних дел позже заявил, что их задержание произошло «по недоразумению». Была ли эта ошибка допущена намеренно или действительно имело место недоразумение — задержание журналистов гарантированно обеспечивало, что состоявшиеся протесты никак не будут освещаться, хотя в этом случае журналисты не по своей воле сами стали «участниками событий», на себе испытав, что значит быть задержанными. 

Кроме того, служба «Радио Свободная Европа/ Радио Свобода» в Казахстане («Радио Азаттык») была заблокирована в Казахстане с утра 21 мая, что было, как представляется, очевидной попыткой не дать появиться отчётам сети региональных корреспондентов о любых демонстрациях, которые могли иметь место за пределами Алматы или Астаны. 

Попытка живущих в Казахстане людей реализовать своё право на мирные собрания вызвала в ответ немедленное противодействие, в том числе аресты потенциальных протестующих, разгон шествий 21 мая и задержание их участников. Двадцать седьмого мая на официальном сайте Генпрокуратуры был размещён пресс-релиз, в котором протесты были названы «звеньями одной цепи», с помощью которых «отдельные лица» намеревались осуществлять «дестабилизацию общественно-политической ситуации, разжигание межнациональной розни и захват власти». В этом же документе было указано, что власти намерены возбудить уголовные дела в отношении ряда подозреваемых, имена которых не назывались. 

Власти ясно дают понять: с общественным протестом – неважно, в интернете или на городских улицах – мириться не собираются; и не имеет значения, вызваны протесты «земельным вопросом» или чем-то другим. Вопрос, который мог бы стать началом значимого диалога между представителями власти и обычными людьми по тематике, которая, без сомнения, затрагивает интересы множества живущих в Казахстане людей, был принудительно закрыт ещё до начала обсуждения. Как написал в социальной сети один из комментаторов в Казахстане, всё, что теперь осталось — представлять, что могло бы быть, если бы этим мирным протестам позволили пройти.

 Публикация на сайте «Международной амнистии»

<https://amnesty.org.ru/ru/2016-06-01-Kazakhstan>


Добавить комментарий