Журналисты остаются сидеть, а посадка деревьев переносится

17.03.2016

Как мы уже рассказывали в репортаже «Сажайте деревья, а не журналистов!», текущая рабочая неделя открылась в понедельник 14 марта в Национальном пресс-клубе правозащитной пресс-конференцией под председательством главы фонда защиты свободы слова «Адил соз» Тамары Калеевой и с участием действующих адвокатов Сейтказы Матаева. Начатый двумя днями ранее право- и прессозащитный разговор был продолжен в среду 16 марта на новой пресс-конференции под председательством той же Тамары Калеевой, но теперь уже с участием адвоката Гузель Байдалиновой.

Напомним также, что на понедельничной пресс-конференции глава фонда «Адил соз» пригласила коллег по журналистскому цеху проявить солидарность с арестованными членами оного и принять участие в правозащитно-экологической акции под лозунгом «Сажайте деревья, а не журналистов!» Теперь же главный инициатор этой акции, назначенной на пятницу 18 марта, объявила о вынужденной отмене оной, точнее о переносе её на более поздний срок – после парламентских выборов и празднования Наурыза. С чем это связано, мы расскажем чуть позже, а сначала воспроизведём то, что говорилось непосредственно о положении арестованного в конце декабря прошлого года редактора сайта «Накануне.kz» Гузяль Байдалиновой.

Три месяца после «дня Х» и полтора месяца без допросов

В тот самый день 18 марта, когда по первоначальному, а теперь скорректированному плану должна была состояться та самая акция посадки деревьев как альтернативы посадкам журналистов, исполнится ровно три месяца с того дня, когда в течение одного утра 18 декабря полицейские из ДВД Алматы провели обыски на квартирах редактора сайта «Накануне.kz» Гузяль Байдалиновой, журналиста сайта Юлии Козловой и не имеющего сколько-нибудь внятного отношения к этому сайту Рафаэля Балгина. Предметом обыска были поиски материалов по возбуждённому, как потом выяснилось, ещё в начале декабря уголовному делу о публикации на сайте заведомо ложной информации о деятельности «Казкоммерцбанка».

По результатам тех обысков Балгина задержали сразу, Байдалинову возили на допрос в ДВД, после которого отпустили, но спустя пять дней, 23 декабря, задержали после нового допроса, а против Козловой возбудили уголовное дело уже не по 274-й статье  (распространение заведомо ложной информации), а по совершенно посторонней в данном контексте 296-й статье (хранение наркотических средств без цели сбыта).

Далее судьбы троих обысканных 18 декабря разошлись ещё сильнее:

  • 12 января выпущенный днём ранее из СИЗО Рафаэль Балгин и примкнувший к нему редактор газеты «Деловая неделя» Махамбет Ауезов провели пресс-конференцию, в ходе которой брали на себя вину в размещении заказных материалов против «Казкома» и просили банкиров и полицейских оставить в покое обеих девушек из «Накануне»;
  • 9 февраля в Бостандыкском районном суде начался, а 29 февраля завершился судебный процесс Юлии Козловой, увенчавшийся оправдательным (!!!) приговором. Как раз на этих днях, а именно 15 марта истёк двухнедельный срок возможной подачи прокуратурой протеста на тот приговор, а поскольку такого протеста не поступило, то приговор считается вступившим в законную силу;
  • 18 февраля следственный судья Алмалинского районного суда продлил Гузяль Байдалиновой двухмесячный срок содержания под стражей, истекавший 23-го числа, ещё на один месяц, то есть до 23 марта. При этом следственные действия в отношении Гузяль, проводившиеся в течение первых полутора месяцев её сидения в ИВС, а затем в СИЗО, на переходе от первой ко второй декаде февраля прекратились начисто.

Об этом сообщила на пресс-конференции 16 марта защищающая Байдалинову адвокат Инесса Кисилёва, регулярно посещающая свою подзащитную в СИЗО (последняя встреча была 9 марта). Она расценивает такое положение дел как дополнительное давление на Байдалинову, направленное разом и на психику арестованного человека, и на его физическое здоровье.

– Фактически полтора месяца ни допросов, ни очных ставок, вообще никаких следственных действий не идет. Получается, что моя подзащитная больше не интересует ни следствие, ни прокуратуру. В таком случае какая необходимость продолжать содержать в следственном изоляторе больную женщину? – вопрошает Инесса Кисилева.

На вопросы о дальнейших перспективах пребывания Байдалиновой под стражей или передачи её дела в суд Кисилёва поделилась следующими соображениями:

– Я полагаю, что раз нам не объявили, что следствие окончено, а назначенные по делу экспертизы ещё не все проведены, то нам приходится ожидать нового продления срока ареста – теперь уже до четырех месяцев. Либо уж следственный изолятор должен в 12 часов ночи 23 марта её освободить, но этого, к сожалению, ожидать не приходится, – констатировала адвокат.

«Где элементарная логика, не говоря уже о справедливости?»

Инесса Кисилёва рассказала журналистам немало интересного о содержании и характере обвинений, предъявленных её подзащитной, а также о том, как Гузяль отстаивает свою невиновность:   

– По делу проведён ряд экспертиз. Установлено, что на сайте «Накануне.kz» было  опубликовано всего лишь 4-5 статей, причём не все они имеют негативный характер по отношению к «Казкоммерцбанку». Из числа предъявляемых Байдалиновой 54-х публикаций фактически 50 опубликованы на других интернет-ресурсах, к которым она не имеет совершенно никакого отношения.

Гузяль намерена в любом случае отстаивать свою невиновность. Она категорически опровергает обвинения в распространении ложной информации и не видит правонарушения в своих действиях. Она считает, что занималась своей журналистской работой, и не понимает, в чем она виновата, – подчеркнула Инесса Кисилева.

На этом месте модератор пресс-конференции Тамара Калеева напомнила о январской пресс-конференции по делу об антиказкомовских публикациях:

– Здесь, в этом самом зале Национального пресс-клуба двое мужчин тогда каялись и говорили, что они сделали это исключительно ради денег, а девушки из «Накануне» были вообще не причём. И вот те мужчины на свободе, а явно невиновная женщина встретила в СИЗО и Новый год, и свой день рождения 7 марта, и Международный женский день, и теперь вот не исключено, что и Наурыз она будет там встречать. Я не знаю, как это с юридической точки зрения, но с человеческой точки зрения это очень странно. Где элементарная логика, не будем уже говорить про справедливость?!

Тема отсутствия логики была продолжена репликой третьего спикера этой пресс-конференции – заместителя главного редактора сайта «Накануне» Оксаны Макушиной:

– На допросах, куда вызывали всех, кто работал на сайте «Накануне.kz», нам зачитывали огромный список публикаций, где в заголовках было слово «Казкоммерцбанк». В этот список попал даже материал с обычной пресс-конференции, посвящённой вовсе не этому банку, а главное, что «Казком» там упоминался не в авторском тексте нашего журналиста, а в выступлении одного из спикеров. Каким образом мы, передавая в репортаже слова её спикера, могли распространять ложную информацию? – спрашивает Макушина и констатирует: – Мы считаем, что Гузяль – заложник ситуации.

Древонасаждение чревато силовой провокацией?

Описывая «байдалиновскую» пресс-конференцию 16 марта в едином тематическом потоке с предшествовавшей ей двумя днями ранее «матаевской», хотим напомнить о том, как президент МФ «Адил соз» Тамара Калеева, являющаяся также и сопредседседателем недавно созданного Общественного комитета по защите Сейтказы Матаева, объявила об организуемой комитетом акции. Теперь же она была вынуждена объявить об отмене этой акции и о причинах такого решения:    

– Мы планировали провести 18 марта абсолютно мирную акцию в рамках большой общегородской, национальной и международной кампании по посадке деревьев, но под нашим собственным лозунгом «Не сажайте журналистов, сажайте деревья!» Но вчера появилась информация о том, что против участников запланированной нами акции готовится провокация.

По имеющимся сведениям, во время посадки деревьев к месту события должны была прийти группа хорошо организованных молодых людей, которые стали бы громко кричать радикальные лозунги. При этом даже не так уж важно словесное наполнение этих выкриков – за освобождение Матаева или против такового. Главное – вызвать потасовку с настоящими участниками акции и на них же потом всё свалить, когда приедет полиция, которой в данном сценарии тоже отведено своё место. А самое главное в этом сценарии – привязать нарушение общественного порядка на улице Фурманова, являющейся ещё и так называемой президентской трассой, к предстоящему дню выборов, что должно усугубить положение Матаева, представив его неким «врагом стабильности».

На вопрос о заказчиках провокации Калеева высказала предположение, что это могут быть высокопоставленные лица из тех самых группировок или кланов, которые стояли за арестом Матаева, а теперь остро нуждаются в дополнительных аргументах.

– Нам очень не хочется отменять послезавтрашнюю акцию, это в какой-то мере отступление, здесь присутствует фактор трусости, – признала Калеева. – Однако лезть на рожон, чтобы дискредитировать всю кампанию поддержки журналистов, было бы еще хуже. В связи с этим было решено акцию по посадке деревьев перенести на время после Наурыза, а главное – после выборов, – пояснила она.

В связи с этим нам остаётся рефлексировать на предмет того, насколько разумно было принятое организаторами решение отступить, и не было ли им достаточно предать гласности информацию о готовящейся провокации, исходя из принципа «Предупреждён = вооружён». С этой точки зрения предварительная огласка уже сама по себе обессмысливает планы заказчиков провокации. Как говорят в таких случаях: «Маска, я тебя знаю!», но другое дело, что не всякую маску этим восклицанием обезоружишь.

В конце концов, правозащитно-экологическая акция журналистской солидарности не вовсе отменена, а лишь передвинута на чуть более поздний срок, и будем надеяться, всё же состоится.


Добавить комментарий