21 января 2016 года
Гражданские активисты Ермек Нарымбаев, Серикжан Мамбеталин и Болатбек Блялов в настоящее время предстали перед судом в Казахстане по обвинению за якобы «возбуждение розни» в результате публикаций в социальных сетях. Международное партнерство по правам человека и Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности выражают свою серьезную озабоченность фактом использования туманных обвинений в «возбуждении розни» против гражданских активистов за их критику и выражение несогласия с действиями властей, которая находит дальнейшее подтверждение в том, каким образом ведется судебный процесс. Мы призываем международных партнеров Казахстана оказать влияние на власти страны с тем, чтобы они обеспечили соблюдение своих международных обязательств в части отправления правосудия и не допустили вынесения трем вышеуказанным активистам приговоров за их правомерное и законное осуществление прав на свободу слова и других основополагающих прав и свобод.
Обвинения в отношении трех гражданских активистов выдвинуты по статье 174 Уголовного кодекса Республики Казахстан, предусматривающей наказание за «умышленные действия, направленные на возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни». Эта статья сформулирована настолько широко, что может применяться для ограничения права на свободу голоса, права на свободу объединений и собраний, а также других прав и свобод методами, совершенно несовместимыми с международным законодательством по правам человека. Статья 174 неоднократно подвергалась критике правозащитниками в связи с тем, что в ней не предлагается ясное и четкое определение противоправного деяния.[1] Среди прочих, Специальный докладчик ООН по вопросу о праве на свободу собраний и ассоциаций также пришел к выводу о том, что данная статья открыта для «вольной интерпретации», что является нарушением обязательств Республики Казахстан, взятых ею на себя в соответствии с Международным пактом по гражданским и политическим правам.[2]
Судебный процесс над Ермеком Нарымбаевым и Серикжаном Мамбеталиным, которые были арестованы в октябре 2015 года по обвинениям в «возбуждении национальной розни», начался в районном суде г. Алматы в декабре 2015 года и продолжился в январе 2016 года. Им обоим грозит тюремное заключение сроком до десяти лет в соответствии с частью 2 статьи 174 Уголовного кодекса, предусматривающей более суровое наказание за действия, осуществленные «группой лиц». Обвинения против Нарымбаева и Мамбеталина основываются на их публикациях в социальной сети Facebook, в которых они поделились и сделали комментарии по поводу выдержки из размещенного в интернете текста, авторство которого приписывается Мурату Телибекову, главе Союза мусульман Казахстана. Последний от авторства указанного текста отказывается.[3] Делясь этим отрывком из текста, содержание которого, как заявляется, является «оскорбительным» для казахского народа, ни Нарымбаев, ни Мамбеталин не поддержали содержащиеся в нем утверждения, а последний даже дал негативные комментарии. Тот факт, что оба гражданских активиста известны тем, что ратовали за защиту казахской нации, еще более ослабляет основу для обвинений их в том, что они якобы намеренно «оскорбили» этнических казахов.
Реальные же причины обвинений против Нарымбаева и Мамбеталина, похоже, заключаются в другом. Оба известны своей критикой казахстанских властей в социальной сети Facebook, где они постоянно публиковали комментарии со своим видением происходящего в стране. Нарымбаев также известен как организатор и участник мирных протестных акций в отношении политики властей, и неоднократно подвергался штрафам за участие в «несанкционированных» митингах. В августе 2015 года он был подвергнут аресту на 20 суток просто за то, что на своей странице в Facebook объявил о своих планах выйти на площадь Республики в Алматы, чтобы заявить протест в связи с отпуском национальной валюты в свободное плавание. Мамбеталин является политическим активистом и бывшим руководителем партии «Руханият».
Болатбек Блялов был арестован в ноябре 2015 года, суд над ним начался в районном суде г. Астана 13 января 2015 года. Против него выдвинуты обвинения в «возбуждении» как «национальной», так и «социальной» розни, что согласно части 2 статьи 174 Уголовного кодекса также влечет за собой наказание лишением свободы на срок до 10 лет, если действия были совершены «лидером общественного объединения». Обвинения касаются видеоклипов, размещенных на видеохостинге YouTube, в которых Блялов выражает свое видение по ряду вопросов, в том числе национализму и правам владельцев идущего под снос жилья.
Кроме того, в деле Блялова налицо явные признаки того, что преследования в его адрес осуществляются в ответ на его гражданскую деятельность. Блялов является юристом и правозащитником, руководителем НПО «Институт по демократии и правам человека». Он оказывал юридическую помощь гражданам по делам, касающимся конфискации имущества и сноса жилища, и помогал добиваться решений в пользу своих клиентов. Кроме того, он является активным участником движения «Анти-Гептил», выступающего за прекращение запусков российских космических ракет, работающих на токсичном топливе гептил, с казахстанского космодрома «Байконур». За свое участие в мирных акциях протеста он неоднократно подвергался задержаниям.
Вышеописанные судебные разбирательства осуществляются в то время, когда казахстанские власти прилагают все больше усилий для устранения критики и установления контроля над социальными сетями – одним из последних оставшихся форумов для открытых обсуждений состояния дел в стране – на фоне ухудшающейся экономической ситуации и предстоящих парламентских выборов.[4]
По наблюдениям Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности, которое пристально следит за обоими процессами, то, как они ведутся, можно охарактеризовать отсутствием уважения к принципу баланса сил и явным перекосом в пользу стороны обвинения. Многочисленные ходатайства, поданные стороной защиты, судом не были рассмотрены в должном порядке и были оставлены без удовлетворения, без надлежащего рассмотрения или объяснений. Такого рода подход является серьезным нарушением права на проведение справедливого процесса. Это также дает дополнительные основания полагать, что эти процессы действительно связаны с гражданской и политической позицией правозащитников и выражаемой ими критикой в адрес властей страны.
В отношении подсудимых принимаются чрезмерные меры безопасности, такие, например, как большое количество полицейских в процессе Нарымбаева и Мамбеталина и содержание Блялова в обнесенной части зала судебных заседаний. Доступ в зал суда для журналистов, наблюдателей и представителей общественности ограничен, для тех, кого не пустили в зал суда, заседания по процессу транслируются на экраны, размещенные за пределами судебной комнаты. Более того, в процессе в Алматы случались инциденты, когда за здоровье подсудимых приходилось опасаться – особенно это касается Нарымбаева, страдающего повышенным давлением и перенесшим уже несколько инфарктов. С начала процесса его уже трижды приходилось эвакуировать в больницу. Несмотря на это, каждый раз после оказания врачебной помощи его возвращали в зал суда, даже когда было очевидно, что в таком состоянии принимать участие в процессе ему нельзя. Крайне важно обеспечить немедленную медицинскую помощь Нарымбаеву и всем другим нуждающимся в ней, и не допустить, чтобы они продолжали принимать участие в заседаниях суда, когда их состояние явно свидетельствует об их неспособности это делать.
Процессы против Ермека Нарымбаева, Серикжана Мамбеталина и Болатбека Блялова – не первые из возбужденных против критических голосов в Казахстане на основании обвинений в «разжигании розни» и прочих нечетко сформулированных правонарушений, таких как «распространение заведомо ложной информации». В последнее время наблюдается рост такого рода дел – против гражданских активистов, блогеров и журналистов – в частности, в связи со сделанными ими публикациями в социальных сетях и других Интернет-ресурсах.[5] Международные партнеры Казахстана должны требовать от властей страны прекратить практику использования уголовного законодательства в целях подавления свободы слова и обеспечить, чтобы ни Нарымбаев, ни Мамбеталин, ни Блялов, ни кто-либо иной не попадали в тюрьму за выражение своего мнения по вопросам, имеющим общественную важность.
Заявление в формате WORD можно скачать ЗДЕСЬ
[1] Такого рода критика, например, была озвучена председателем совета КМБПЧ Евгением Жовтисом и другими общественными деятелями на пресс-конференции в Алматы 19 января 2016 года. См. “Привет юридической определенности и соразмерности”, 20 января 2016 г., http://bureau.kz/novosti/sobstvennaya_informaciya/privet_yuridicheskoi_opredelennosti; а также
“Kazakhstan: Campaigners Urge Legal Reform To Protect Free Speech”, EurasiaNet, 19 января 2016 г., http://www.eurasianet.org/node/76876.
[2] Отчет Специального докладчика по вопросу о праве на свободу собраний и ассоциаций, Майна Киаи, о его поездке в Казахстан (19-27 января 2015 г.), текст доступен по адресу http://freeassembly.net/reports/kazakhstan/
[3] Выдержка представляет собой текст из онлайн-версии книги, которую Телибеков предпринимал попытку опубликовать более 20 лет назад, но которая так и не была опубликована. Телибеков заявил, что не имеет ничего общего с публикацией его книги в сети и отрицает, что рассматриваемая выдержка является действительно выдержкой из оригинального текста его книги. Прошлым летом было возбуждено отдельное уголовное производство в отношении Телибекова по обвинениям в «возбуждении национальной розни», которое, тем не менее, к октябрю 2015 года затормозилось, хотя и не было прекращено.
[4] 13 января 2016 года нижняя палата парламента проголосовала за направление президенту ходатайства о досрочном прекращении полномочий Мажилиса и проведении досрочных парламентских выборов.
[5] См. примеры других более поздних дел в брифинге Международного партнерства по правам человека и Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности для Диалога по правам человека между Европейским сообществом и Казахстаном, ноябрь 2015 года, http://iphronline.org/wp-content/uploads/2015/11/Briefing-on-fundamental-rights-for-EU-Kazakhstan-HR-Dialogue-November-2015.pdf.