12 января в историческом центре южной столицы состоялась первая в новом году публичная акция ипотечников и других проблемных заёмщиков, в прошлом году регулярно собиравшихся у ворот главного здания Национального банка в микрорайоне «Коктем-3». Теперь же местом сбора был старый центр города близ площади Астаны, в обиходе именуемой Старой площадью, а адресатом протеста был не Нацбанк, как прежде, а два крупных банка второго уровня – АТФ и «Форте». Впервые на нашей памяти подобная акция протеста была привязана не к одному месту, а к двум разным, от первого из которых до второго протестующие двигались организованным шествием по двум центральным улицам города.
В 11:00 участники предстоящей акции в количестве от ста до полутораста человек собрались на юго-западном углу перекрёстка улиц Казыбек би и Панфилова, откуда прошли шествием до противоположного северо-восточного угла того же перекрёстка, где расположено главное здание АТФ-банка. Этот архитектурный монстр из стекла и алюминия вот уже десяток лет мозолит глаза коренным алмаатинцам, помнящим стоявший ранее на этом месте и незаконно снесённый памятник архитектуры – здания Госбанка Казахской АССР эпохи алма-атинского конструктивизма начала 30-х годов прошлого века.
К фасаду АТФ-банка участники акции подошли не просто организованно, но ещё и не с пустыми руками: впереди идущие несли на плечах пенопластовый чёрно-белый гроб, а шедшие следом женщины оглашали окрестности громким плачем в фольклорной традиции казахских похоронных плакальщиц. Подойдя к дверям банка, заблаговременно перекрытых двумя десятками охранников и полицейских, участники акции поставили гроб на асфальт, обступили его полукругом и стали бросать внутрь гроба цветы, а также мужские и женские трусы (несколько десятков пар). Это должно было символизировать похороны возлагавшихся на банк надежд и необходимость снять с себя последние трусы, чтобы рассчитаться с банком.
Чуть позже в воздух была выпущена связка чёрных шаров с подвязанным к ней чёрным ящиком – как объясняли участники акции, в знак траура по имиджу банков второго уровня. По словам участников акции, эти банки получают от государства миллиардные субсидии, чтобы избежать банкротства, но при этом не брезгуют отбирать у рядовых заёмщиков их единственное жильё в порядке уплаты ими копеечных по общебанковским меркам кредитов. В своих репликах и выкриках участники хеппенинга акцентировали внимание на том факте, что единственным учредителем АТФ-банка является зять бывшего акима Алматы, а теперь председателя оргкомитета «ЭКСПО-2017» Ахметжана Есимова, который в свою очередь является родственником главы государства.
Помимо уже описанной выше атрибутики (агитационный гроб, чёрные шары, цветы и трусы), протестующие держали в руках самодельные плакаты с призывами национализировать банки второго уровня, коль скоро их финансирует государство за счёт налогоплательщиков, а также с цитатой из недавнего выступления президента Нурсултана Назарбаева – призывом доверять национальной валюте. Невесёлое положение этой самой валюты, курс которой к доллару съехал за вторую половину прошедшего года со 185-ти до 350-ти тенге за 1 доллар, было отражено в плакате «$1 = Тг 1», каковое пожелание выглядело «здесь и сейчас» крайне саркастически. А ещё в руках у многих участников протеста были плакаты с обращением «АТФ-банк, прощай!», продолжавшие мотив символических похорон.
Примерно через полчаса после начала акции к её участникам подошёл молодой человек в гражданской одежде, представившийся помощником прокурора Алмалинского района, но фамилии своей не назвавший. Он произнёс традиционную в подобных случаях прокурорскую «мантру» о том, что собравшиеся нарушают закон, поскольку их собрание не было санкционировано акиматом города. Ответом на это были восклицания о конституционном праве граждан мирно и без оружия собираться для публичного выражения своих требований. Также были высказаны пожелания прокуратуре как главному надзорному органы обратить внимание на злоупотребления банков, по поводу которых общественные объединения проблемных заёмщиков не раз обращались в органы прокуратуры всех уровней, вплоть до генеральной.
Ближе к полудню участники акции начали покидать место проведения первой её части и двинулись к месту проведения второй части, а именно к офису ещё одного банка второго уровня под названием «Форте–банк». Небольшая, но довольно внушительная на вид колонна двинулась в восточном направлении по улице Казыбак би до улицы Фурманова (так называемая президентская трасса!), а уже по ней и по ней двинулись в северном направлении до улицы Гоголя.
На расположенном в середине этого отрезка пересечении улиц Фурманова и Айтеке би, сбоку от здания французского посольства, участники шествия стали переходить с тротуара западной стороны улицы Фурманова на тротуар её восточной стороны по нерегулируемой светофором «зебре». При этом движение транспорта на несколько минут остановили не сами идущие колонной, а регулировщики дорожной полиции, хотя вряд ли кто-либо из организаторов акции заранее обговаривал с ними этот момент. Такую инициативу со стороны полицейских можно только приветствовать, особенно как альтернативу гораздо чаше встречающимся вариантам непропускания или разгона.
Не доходя чуть-чуть до проспекта Жибек жолы (алматинского Арбата), участники шествия стали заходить в вестибюль расположенного здесь главного «Форте-банка». В отличие от собрания у дверей АТФ-банка, здесь действие проходило не на улице, а внутри вестибюля, и театрализованных элементов хеппенинга практически не было. Люди просто стояли в вестибюле и время от времени скандировали «Председатель, выходи!». Такой момент был и в предыдущем эпизоде акции, но там к собравшимся никто не вышел, а здесь уже в 13:30 в вестибюль спустился один из топ-менеджеров, предложивший заёмщикам своего банка записываться на приём для разбора персональных обстоятельств каждого из обратившихся.
После некоторых колебаний и весьма эмоционального обмена мнениями (раздавались голоса с призывами не ухолить до вечера или даже расположиться здесь по известному принципу «Оккупай») было всё же решено свернуть акцию, и ближе к двум часам дня участники акции протеста начали расходиться по домам. Напоследок кто-то из участников повесил оставшиеся (на этот раз и впрямь последние) трусы на стоявшую в вестибюле банка новогоднюю ёлку.
Как нам стало известно от активиста движения ипотечников Дильнар Инсеновой, на ближайшее время планируются аналогичные посещения других банков второго уровня, вкладчики которых также состоят в активе движения. А значит, новый финансовый и протестный год и впрямь ещё только начинается