Сдержит ли надзорный орган обещание объективно расследовать все без исключения издевательства над людьми, в том числе в местах лишения свободы?
В Павлодаре не нашлось профессиональных юристов, желающих взяться за дела осужденных двух местных колоний. Сидельцы заявили о зверских истязаниях, устроенных им контролерами, но защиту смогли найти только в Костанае. Адвокатам Константину Геращенко и Снежанне Ким пришлось бросить дела и отправиться в город на Иртыше. Юристы нашли подзащитных в столь подавленном состоянии, что сами до сих пор едва могут сдержать эмоции.
– История одного из заключенных так меня потрясла и врезалась в память, что я уже несколько раз видела его во сне, – говорит адвокат Ким. – Когда молодой человек не может рассказать о случившемся, не плача и не закрыв лицо руками, это действительно страшно. Мне пришлось его расспрашивать: «Тебя насиловали?». Отвечает: «Да».
Адвокат Геращенко говорит об испытанном им «двойном потрясении»: во-первых, от той степени жестокости, с которой контролеры расправлялись с заключенными, а во-вторых, от безразличия, проявленного к их бедам следственными органами.
По словам четверых клиентов костанайских адвокатов, в июне в их колонию были введены подразделения Нацгвардии. Осужденных (по сведениям гражданских активистов, речь идет как минимум о двух десятках человек) в ходе начавшейся спецоперации заставляли нагишом мыть туалеты, устраивали им групповые избиения, нанесли ряд травм и даже переломы, угрожали сексуальным насилием… Все пострадавшие через адвокатов попросили прокурора Павлодарской области обеспечить им безопасность путем перевода в любую другую колонию для продолжения отбывания положенных им сроков лишения свободы.
Впервые о произошедшем в учреждениях АП-162/2 и АП-162/3 сообщила правозащитник Елена Семенова, которая использовала для распространения информации соцсети. Это случилось минувшим летом и повлекло за собой совершенно скандальное развитие ситуации: вместо того чтобы расследовать факты пыток, силовые структуры привлекли Семенову к уголовной ответственности за распространение ложных сведений!
Заявление в полицию на правозащитницу написал начальник департамента уголовно-исполнительной системы (ДУИС) по Павлодарской области Ерсаин Нуртазинов. Он, в частности, утверждал: действия Семеновой как председателя местной общественной наблюдательной комиссии, члена Национального превентивного механизма противодействия пыткам якобы создают «опасность нарушения общественного порядка среди осужденных», а ее сведения должны быть оценены как клевета со всеми вытекающими отсюда уголовными последствиями.
– Однако во время своей поездки в Павлодар мы узнали, что досудебное расследование в отношении Семеновой прекращено, – говорит Снежанна Ким. – Я видела постановление, в котором указывалось, что оглашенные ею факты нашли свое подтверждение! Но недавно стало известно: этот документ отменен прокуратурой. Видимо, за правозащитницу силовики взялись вновь.
Но теперь, когда к делу подключились костанайские юристы, золотопогонникам разделаться с Семеновой, судя по всему, будет гораздо сложнее. Тем более что адвокаты потребовали от павлодарских прокуроров наконец активизировать расследования по заявлениям о пытках. И, конечно, очень кстати в этот момент прозвучало прокурорское заявление о принципиальном подходе к пыточным делам.
– Генеральным прокурором было издано указание, в котором он обязал всех прокуроров вести расследования жалоб о пытках. Разумеется, прокуроры заинтересованы в объективном расследовании этих фактов, – эти слова заместителя генерального прокурора Казахстана Нурмаханбета Исаева, сказанные им на недавней пресс-конференции в Астане, были мгновенно растиражированы прессой.
– С лета заявления о пытках заключенных, можно сказать, не расследовались, – сетует адвокат Константин Геращенко. – Мы ходатайствовали о назначении судебно-психиатрической и судебно-медицинской экспертиз, а также о том, чтобы в отношении пострадавших заключенных были приняты меры защиты. По самым последним данным, все наши просьбы уже удовлетворены. Сейчас, как мне сообщили по телефону из Павлодара, решается вопрос о переводе наших подзащитных в другие колонии.
Между тем уверенности в том, что будут установлены и привлечены к ответственности виновные в издевательствах над осужденными, у адвокатов мало.
– Круговая порука силовиков в этом деле играет большую роль, – сокрушается адвокат Ким. – Опять же следствием упущено слишком много времени. Однако, считаю, важнее всего сейчас сохранить жизни пострадавших, которые до сих пор испытывают прессинг в колониях.
Информацию о продолжающемся давлении на зэков подтвердила мне в телефонном разговоре и Елена Семенова, которая недавно посетила колонию и вновь встретилась с авторами заявлений:
– Мне удалось увидеть лишь троих, но все они рассказали, что после отъезда адвокатов их вновь избивали, а затем заставляли писать объяснительные о том, что новые травмы получены в результате «случайных падений». Это слишком принципиальное дело, чтобы пустить его на самотек. Поэтому добиваться справедливости мы – и потерпевшие, и их защитники – будем до конца.
ИСТОЧНИК:
Газета «Время»
www.time.kz/articles/strana/2016/01/08/prokurorskaja-popitka