В пресс-центре Бюро по правам человека в Алматы прошла пресс-конференция по итогам трехмесячной антикоррупционной кампании «Охота на оборотней», объявившей свое начало в июне этого года.
Открыла встречу Олеся Халабузарь, директор Центра социально-политических исследований (ЦСПИ), обозначив границы «хорошего» и «плохого» стража порядка:
– «Охота на оборотней» должна была выявить, какие нарушения совершают полицейские, как они себя ведут. В идеале образ полицейского – это защитник общества, правового порядка. Оборотни поступают противоположно, – анонсировала она тему мероприятия.
По замыслу участников кампании «охота» должна была проводиться в виде видеофиксации возможных нарушений со стороны дорожно-патрульных полицейских. И как сообщили гражданские активисты, результаты оказались на уровне их ожиданий.
Перед началом кампании, получившей поддержку МВД, полицейское руководство даже предложило содействие в виде автомобильного сопровождения стражей порядка. Однако от подобной услуги все же решили отказаться, и проводили рейд на своих авто. Об одном результате такой поездки в подробностях поделился руководитель кампании Виктор Глухов, взявший на «охоту» несовершеннолетнего сына.
– В этот день мы заехали на заправку, даже не думая смотреть, кто как работает. На этой заправке как раз работали сотрудники дорожной полиции. Увидев, как они посадили одного из водителей к себе в машину, я подошел к ним с видеокамерой спросить о том, имеют ли они право сажать в служебную машину водителей? – свое любопытство он объясняет тем, что подобная тактика в целях предотвращения коррупции была запрещена по указанию акима города. По словам В. Глухова, страж порядка начал с грубостей и агрессии, пытаясь сразу же забрать камеру или хотя бы остановить запись. На объяснение о том, что проходит санкционированное ДВД мероприятие, полицейский также пообещал свести Глухова с ДВД. А некоторое время спустя протянул телефон со словами: «С вами хочет поговорить руководство»:
– Начался странный разговор. Женщина представилась руководителем «Рейдера» (телевизионная программа) Сарбасовой. Стали исходить угрозы, что меня посадят, если я размещу данный ролик на Youtube. Съемка продолжалась дальше. И, как она сама сказала: «Авторитет у ДПС очень низкий и мы пытаемся скрывать такие факты». После того, как я попросил ее не вмешиваться в это, мне ответили, что сейчас приедет «Рейдер», чтобы разобраться с нами, – продолжил Глухов.
На сей раз Виктора не обманули, и телевизионщики приехали, сразу задав вопрос: кто дал право вести съемку? Также подъехала и подмога в виде других сотрудников полиции. Не зная по большому счету как поступать в подобной ситуации, полицейские попросту блокировали автомобиль Глухова на два часа, не позволяя ему не только покинуть территорию стоянки, но даже оплатить за бензин.
Разбирался с Виктором Глуховым старший лейтенант Абдрашидов. Когда же автовладельца решили отпустить, повесив на него штраф за якобы имевшее место правонарушение, стражи порядка начали утверждать, что, дескать, это он сам блокировал заправку. Хотя сохранившееся у Виктора видео, продемонстрированное во время пресс-конференции журналистам, доказывает противоположное.
Позже в суде, где ответчиком являлось управление дорожной полиции ДВД г. Алматы, а также старший лейтенант Абдрашидов, было вынесено решение признать протокол недействительным, отменить его, направив уведомление в ГАИ города. Однако там Виктору дали ответ: что нарушение так просто из базы не удалишь. А ему понадобилось вылететь за рубеж (и при наличии непогашенного штрафа могли не пропустить через погранконтроль)…
– Тогда я был вынужден обратиться к замначальнику ДВД, майору Кутибаеву с заявлением об ущемлении гражданских прав и встретился с замом по службе Бектуровым, который пообещал разобраться. Мне дали ответ, что разбираться они не будут. Мол, разбирайтесь с дорожной полицией области. Но не они меня останавливали, не с ними я судился! И мне пришлось даже после вынесения решения суда идти оплачивать штраф в ГАИ, который снят по решению суда, но они отказались его аннулировать, – пояснил Виктор.
В случае с Олесей Халабузарь, которая также приняла непосредственное участие в рейде по Бостандыкскому району, полицейские, завидев, что идет видеосъемка, начинали традиционно с угроз. Однако, по словам самой Олеси, когда она показала письмо от МВД с телефонами руководителей о проведении совместной акции, те повели себя уже по другому, давя на жалость. И, как поведала О.Халабузарь, подобная тактика срабатывала – видео с незначительными нарушениями со стороны полицейских удалялось.
Тем не менее, в резерве у активистов, по их словам, есть действительно стоящие записи, которые направятся в суд.
Руководитель ЦСПИ уверена: полицейские просто не знают правильных норм поведения и поэтому боятся видеосъемки, а на одного стража порядка сегодня приходится два десятка ожидающих место кандидатов. «Но, с другой стороны, почему их не готовят правильно выполнять свои обязанности?» – задается вопросом О. Халабузарь, напоминая, что общественная организация «Общество молодых профессионалов» летом 2011 года проводила кампанию по обучению «Этике дорожного полицейского», в результате которой все сотрудники полиции, ранее не знавшие даже о существовании такового документа, прошли экстренно курсы повышения квалификации. И тогда же так совпало, что, не пройдя переаттестацию, был уволен полковник Сарбасов – глава дорожной полиции города.
Правда, у общественников осталось подозрение, что влияние Сарбасова могло сохраниться, и беседа (возможно просто с однофамилицей) с некоей госпожой Сарбасовой, апеллировавшей почему-то к «Рейдеру», тому подтверждение.
Помимо нескольких нарушений со стороны работников полиции рейд выявил еще одну проблему, не связанную непосредственно с самим полицейскими, но значительно портящую жизнь автолюбителям.
Введение на дорогах видеонаблюдения значительно упростило работу службам ДПС, но, как уверен еще один участник кампании Валерий Измайлов, радарные комплексы не являются полностью автоматическими: в настройке аппаратуры присутствует человеческий фактор. После проверки нескольких точек в Алматы Валерий отметил, что только одна точка города в Жетесуском районе отлично справилась с установкой радара и просьбой дать необходимые данные. В остальных случаях несмотря на «механические» заверения дорожной полиции, что «аппарат работает отлично», постоянно встречаются нестыковки в виде разных номеров, времени и показаний скорости.
С Валерием также согласен и Виктор Глухов:
– Этот аппарат, который регистрирует правонарушения, делая видеофиксацию, может давать сбой, показывая недостоверные данные. В одном случае не было указано, как положено, ни времени, ни номера. Предписание, возможно, было взято с другого предписания: то есть вклеивается фото, и предписание можно отправить любому человеку. А человек вынужден платить, и такие предписания приходят очень многим.
В заключении Олеся Халабузарь подвела итог работе тех, кто должен по своей профессии защищать граждан и предотвращать правонарушения, а не угрожать и работать на «личный интерес», предположив:
– Да и само руководство ДВД и ГАИ заинтересовано в сокрытии нарушений, развязывая руки полиции к совершению беспредела. То есть эта система ценностей по защите интереса граждан сломлена, заражена полностью.
Виктор Глухов считает, что подобные случаи далеко не единичны, и нужно проводить дальнейшие акции, чтобы об этом знал ДВД города, и таким образом свести на нет все попытки полицейских поживиться за счет сограждан. «Цель у нас с полицией одна, но методы разные: мы пытаемся пресечь эти правонарушения, они – скрыть», – заключает общественник.