В тот же день прошел обыск в церкви, приверженцем которой он является. 15 августа суд выдал ордер на двухмесячное заключение под стражу в следственном изоляторе столичных спецслужб. Об этом сообщили Форуму 18 в судебной канцелярии. Кабдуакасов попытался оспорить арест во время судебного заседания 21 августа, о чем сообщила его адвокат Гульмира Шалдыкова. Комитетчики обвиняют верующего в разжигании религиозной розни путем обсуждения с другими вопросов веры и предложения собеседникам ознакомиться с христианской литературой.
Следователь КНБ Дияр Идрисов отказался предоставлять информацию по делу Кабдуакасова. «В большей степени я являлся свидетелем его ареста, однако я не веду следствие», – пояснил он Форуму 18. Однако сообщил, что основным следователем по делу, которое грозит вылиться Ихласу от 5 до 10 лет лишения свободы, является некто Нурлан. Но человек, бравший телефон по указанному номеру Нурлана, сразу же вешал трубку, как только слышал вопросы касательно Кабдуакасова.
Следователь Нурлан, скорее всего, относится к тем сотрудникам КНБ в Астане, кто ведет наблюдение за деятельностью столичных христианских объединений, высказали Форуму 18 предположение те, кто знаком с его работой.
Об аресте Кабдуакасова было упомянуто во время еженедельной службы конгрегации адвентистов а Астане 15 августа, сообщил член религиозного объединения.
И.Кабдуакасов, работающий в строительной компании «Строй инвест», 14 августа был остановлен патрульной полицией и сопровожден в его дом, находящийся неподалеку. Позже сотрудники КНБ провели там обыск и конфисковали несколько христианских книг. Сразу после обыска около 6 вечера Кабдуакасов был арестован.
Члены семьи верующего узнали о происшедшем только утром 15 августа. После чего следователь КНБ посоветовал им принести для Ихласа в следственный изолятор что-нибудь съестное.
Как поняли в службе Форума 18, 14 августа также прошел обыск и в церкви, к которой принадлежал арестованный.
Есть подозрения, что КНБ вело последние месяцы за Кабдуакасовым наблюдение, включая скрытую видеосъемку, поскольку спецслужбам не понравились его беседы по вопросам веры с другими собеседниками. В мае КНБ уже выдавало Ихласу письменное предупреждение о его так называемой «миссионерской деятельности», которую они обозначили как «незаконную», пояснили Форуму 18 его близкие.
«Они искали хоть каких-то доказательств против него», – пояснил Форуму 18 один из его знакомых.
В КНБ ведется следствие по статье 174 ч.2 УК РК «разжигание социальной, национальной, родовой, расовой или религиозной розни», подтвердили Форуму 18, как адвокат Гульмира Шалдыкова, так и в судебной канцелярии. Часть 2 статьи предписывает наказание за повторное «правонарушение» с тюремным сроком от пяти до десяти лет.
19 августа, наконец, удалось дозвониться до дежурного офицера следственного изолятора столичного КНБ, не назвавшего свое имя. Он также отказался предоставить какую-либо информацию о Кабдуакасове, лишь подтвердив, что тот жив. Днем позже другой дежурный офицер в той же манере отказался что-либо говорить.
По той же статье 174 (но по части 1) 2 июля 2015 суд южной столицы приговорил мусульманина Сакена Тулбаева к четырем годам и девяти месяцам лишения свободы в колонии общего режима. Суд признал его также виновным по статье 405 ч.2 УК РК (участие в запрещенных религиозных объединениях) с наказанием в один год, кроме того, на подсудимого был наложен запрет на «деятельность, направленную на удовлетворение религиозных потребностей верующих» в промежуток между его предполагаемым освобождением в 2019 и до декабря 2022 года. Его семья настаивает, что публикации, на основе которых появилось обвинение, были подброшены в его квартиру полицией. (см. «Мусульманскому узнику совести дали почти 5 лет заключения и запретили до конца 2022 реализовать свое право на свободу религии»)
Между тем, 46-летний мусульманский узник совести Сакен Тулбаев, похоже, останется в следственном изоляторе Алматы пока не будет рассмотрена его апелляционная жалоба – об этом рассказали его сестра Феруза Тулбаева и жена Румина Фахурдинова. После этого его переправят в лагерь для отбывания наказания.
«Сакен провел 16 дней в одиночной камереl, с 7 по 23 июля, – пожаловались женщины, – Теперь его перевели в трехместную камеру».
Адвокат Айман Умарова, встретившаяся со своим подзащитным 13 июля, описала Форуму 18 тюремные условия как «ужасные». Она добавила: «Даже не могла вообразить, насколько ужасными могут быть условия у заключенных!»
Из-за того, что женитьба Тулбаева и его жены не была зарегистрирована в государственных органах, Румина не может считаться его родственником, а потому лишена возможности видеться с ним во время свиданий. Правда, она добавила, что его мать и сестра намерены обратиться к следователю с просьбой о свидании.
Члены семьи имеют право на тюремные передачи, однако сотрудники учреждения дважды отказывались принимать Коран и календарь времени намазов, посетовала его супруга. «Они сказали, что подобная литература не разрешена», – говорит женщина, но верит, что у ее мужа будет какая-то возможность получить доступ к Корану.
Приговор Тулбаеву был вынесен 2 июля, однако письменное решение ему передали только 7 июля – в день, когда началось его наказание в одиночной камере. Его сестра и жена говорят, что судья вел дело с таким количеством нарушения закона, и что адвокат готовится к дальнейшим баталиям. О результатах обжалования пока ничего не известно.
Казахстан практикует наложение жестких ограничений на право свободы совести и веры, включая запрет на индивидуальную или групповую религиозную деятельность, за исключением зарегистрированных религиозных общин и тех, кто имеет персональную регистрацию в качестве миссионера (независимо то того, казахстанские ли это граждане или иностранцы). Любая религиозная литература таких «одобренных государством» миссионеров также требует специального одобрения со стороны властей. Любой же, кто даже просто беседует с кем-то по вопросам веры или предлагает ему книги на религиозную тематику, серьезно рискует. (см Forum 18 «Обзор свободы религии по Казахстану»).
Статья 174 Уголовного Кодекса, вступившего в силу 1 января 2015 года, заменила собой статью 164 прежнего Кодекса, из-за которой подверглись преследованиям пресвитерианский пастор-пенсионер Бахытжан Кашкумбаев и риддерский атеист Александр Харламов.
Среди более ранних случаев привлечения к ответственности по статье 164 можно отметить дело протестантского священника Сарыбая Танабаева из Тараза, осужденного на два года условно в июне 2009 года.
ИСТОЧНИК:
Forum 18
http://forum18.org/archive.php?article_id=2092