Есть вещи, в которые не хочется верить. Есть вещи, в которые не можешь поверить. Я не хочу и не могу проверить в то, что защита прав человека карается лишением свободы. Я не хочу верить, что молодой правозащитник с горящими глазами и огромным добрым сердцем может быть упрятан в тюрьму на пол чертовой дюжины лет лишь за то, что был смелым, говорил правду и оставался верным принципам прав человека. Но это случилось.
Я видела своими глазами, как краснея и тараторя как робот, судья читает вердикт – виновен.
16 апреля 2015 года суд по особо тяжким преступлениям в Баку приговорил правозащитника Расула Джафарова к 6 с половиной годам лишения свободы. Суд также решил, что в течение 3 лет после освобождения Расул не может занимать должности в неправительственных организациях. Этот вердикт похож на предупреждение: чтобы другим неповадно было. Весь судебный процесс проходил полуукрадкой: всех вроде пускаем в суд, процесс же открытый, но зал выделяют самый маленький, кто не успел, тот остаётся на улице. Строго-настрого действует запрет на использование любых технических устройств: фото, видео, аудиофиксация запрещены. Может стыдно? Ведь так максимум человек 30 увидят это, а в Интернете сотни, тысячи, десятки тысяч. Но даже и услышать не всегда можно было, что говорят участники процесса: ходатайства адвокатов об использовании микрофонов были отклонены судом. Люди, затаив дыхание, полтора часа слушали приговор, но не слышали и половины того, что монотонно читал судья: Для кого он это читает?- слышался шёпот.
Ещё накануне вынесения приговора в забитом людьми, душном, узком и сером помещении суда, старшие давали наставления Расулу: используй это время – читай, пиши… Даже если тебе 10 лет дадут, знай – мы с тобой, ты не останешься там надолго. Расул улыбается: «Я читаю … все так и будет!». Никто уже не сомневается, что политический заключенный будет приговорен к лишению свободы, вопрос – сколько? Сколько дней, месяцев, лет они хотят у него украсть? Прокурор сказал, что хочет 9 лет. Суд решил, что проявит великодушие, примет во внимание положительную характеристику, и дает в полтора раза меньше, чем просил прокурор.
Расул Джафаров принял приговор с улыбкой, стоя в окружении приставов, держащих наготове металлические браслеты. Единственно, что его беспокоит и о чем он просит своих единомышленников: не бездействуйте, будьте активны!
А за окном был апрель. А за окном была весна. И город продолжал жить и дышать, хотя в этом сером зале с противным тусклым желтым светом, казалось, что дышать больше не получится. Азербайджан – сказка Великого шелкового пути. Азербайджан – страна с сотней политических заключённых. Баку – столица первых Европейских игр. Баку – город, в котором «перепрыгнули» права человека.
Для справки: материал сайта «Кавказский узел»
В 2006 году Расул Джафаров окончил Западный университет в городе Баку по специальности “Международное право” (получил степени бакалавра и магистра права). После окончания вуза занимался защитой прав людей из социально уязвимых слоев азербайджанского общества.
С 2007 по 2011 год сотрудничал с Институтом свободы и безопасности репортеров (Institute for Reporters’ Freedom and Safety, IRFS). В рамках этой работы изучал многочисленные случаи уголовного преследования журналистов, собирал информацию о ситуации вокруг этих дел, занимался мониторингом судебных процессов и делопроизводства.
Был основателем и председателем созданной 10 декабря 2010 года НПО “Клуб прав человека” (КПЧ) и тщетно добивался ее регистрации. Минюст Азербайджана трижды отказывал НПО в регистрации, а суды отклоняли заявленные Джафаровым жалобы на отказы. КПЧ оставался незарегистрированным, пока не был вынужден прекратить свою деятельность в 2014 году из-за вступивших в силу поправок к закону об НПО, установивших крупные штрафы и меры уголовной ответственности для НПО и их учредителей.
Джафаров также был активистом двух правозащитных кампаний, организованных в Азербайджане, – “Пой во имя демократии” (Sing for democracy), проводившейся при поддержке NED 1 в преддверии конкурса “Евровидение-2012” в Баку, и “Искусство во имя демократии” (Art for democracy), начатой в конце 2012 года.
Кроме того, Расул Джафаров выступил координатором “Инициативы онлайн-выражений” (Expression Online Initiative), которая ставила своей целью использовать форум по интернет-управлению, проходивший в Баку в ноябре 2012 года, для продвижения свободы киберпространства. Кампания была продолжена и после окончания форума.
Преследование
Уголовному преследованию Джафарова предшествовали проверки деятельности Клуба прав человека, проведенные специалистами Минфина и Минналогов Азербайджана, а также экспертами Совета государственной поддержки НПО. По версии следственных органов, Джафаров осуществлял через не имеющий официальной регистрации КПЧ подозрительные банковские операции. По данным генпрокуратуры Азербайджана, с октября 2010 года Джафаров осуществлял незаконную предпринимательскую деятельность и получил прибыль в размере 147900 манатов (190 тыс. долларов), а также уклонился от уплаты налогов в размере 6162 маната (8 тыс. долларов), не обеспечив регистрации грантовых контрактов, заключенных с Национальным фондом демократии (NED) и другими донорскими организациями.
В июле 2014 года Джафарову был запрещен выезд из Азербайджана, его банковские счета были арестованы. 31 июля правозащитник был допрошен в качестве свидетеля по делу в отношении ряда неправительственных организаций, а в его квартире проведен обыск.
2 августа 2014 года Джафаров был задержан, а на sms-сервис “Кавказского узла” поступила информация о его аресте. Решением суда Джафаров был заключен под стражу на три месяца. Ему предъявили обвинения по статьям 192 (незаконное предпринимательство), 213 (уклонение от уплаты налогов) и 308 (злоупотребление должностными полномочиями) УК Азербайджана.
8 августа 2014 года Бакинский апелляционный суд оставил без удовлетворения жалобу правозащитника на арест. 20 августа Насиминский районный суд Баку не удовлетворил ходатайство защиты о замене меры пресечения в виде ареста на домашний арест.
23 октября срок ареста Джафарова был продлен на три месяца.
26 сентября Бакинский апелляционный суд (БАС) оставил без удовлетворения жалобу Джафарова на замораживание его банковских счетов.
В октябре Расул Джафаров подал иск против Bank Respublika на необоснованную блокировку его платежной банковской карты. В ноябре суд оставил без удовлетворения иск Джафарова, признав, что банк не нарушил права своего клиента.
В декабре предварительное следствие по делу Джафарова завершилось.
15 января 2015 года в Бакинском суде по тяжким преступлениям началось рассмотрение уголовного дела в отношении Расула Джафарова. В ходе подготовительного заседания большинство ходатайств защиты были отклонены. 31 марта суд завершил допрос всех свидетелей обвинения.