10 декабря в День прав человека директор филиала Международного бюро по правам человека в ЗКО Павел Кочетков дал пресс-конференцию, на которой поделился мнением, почему государство «закручивает» гайки, чего следует бояться журналистам, и как власти могут наказать «неугодных» людей.
Сначала правозащитник рассказал о том, с какими жалобами на государственные органы чаще всего обращаются граждане Западного Казахстана.
– В 2013 году с жалобой на нарушение права на справедливое судебное разбирательство к нам обратилось 138 человек, а в этом – уже 249, – рассказал Кочетков. – Также хотелось бы затронуть поправку, которую внесли в гражданский кодекс в ноябре, теперь для того чтобы представлять человека в суде, необходимо иметь высшее юридическое образование, причем для этого будет необходимо предоставить на суде диплом. Получается, что общественные защитники уже не смогут представлять граждан в суде, не имея образования. Также стоит отметить, что теперь с апелляционных, кассационных и надзорных жалоб в суде будет взиматься госпошлина в размере 50% от поданной суммы иска. Все это понижает доступность судов для простых граждан.
Также была затронута тема размытых «политизированных» понятий, которые будут введены в уголовном кодексе с 1 января.
– Одно из них звучит так «Лидер общественного объединения – это руководитель объединения, а также иной его участник, способный посредством своего влияния и авторитета единолично оказывать управляющие воздействие на деятельность объединения», вот такая интересная формулировка, – поделился правозащитник. – Под это расплывчатое понятие можно подогнать любого неугодного власти человека, и тогда его, согласно новому УПК, могут арестовать на 75 суток, либо наложить штраф в размере 300 МРП. Многие правозащитники говорили о том, что нельзя допускать такую формулировку в уголовный кодекс – «Лидер общественного объединения», но их слова проигнорировали.
В ходе беседы Павел Кочетков отметил непродуманность административного кодекса.
– Я не знаю, чем руководствовались депутаты парламента, когда утверждали административные штрафы, – выразил недоумение он. – Они просто несоразмерны доходам населения и совершено не ориентированы на наш прожиточный минимум. Сравните наши штрафы в области дорожного движения с Россией, там они намного меньше, хотя они также озабочены безопасностью на дорогах.
Помимо этого, была затронута тема «удушения» неправительственных организаций.
– Согласно статье 403 УК РК, общественные объединения несут ответственность за «Незаконное вмешательство членов общественных объединений в деятельность государственных органов» – тоже очень расплывчатая формулировка, – рассказал Кочетков. – Власти ее могут свободно интерпретировать так, что непонятно, что может быть вмешательством в деятельность госорганов. Также в новом УК появилась статья, которая опасна для всех нас и предусматривает ответственность за разжигание родовой, расовой, социальной или религиозной розни. Если по поводу религиозной, расовой и родовой розни вопросов не возникает – такие порывы нужно сразу пресекать, то что значит социальной? По этой статье ужесточили наказание – санкция предусматривает от 12 до 20 лет лишения свободы. Диспозиция этой статьи очень расплывчата: если власть имеет претензии к журналистам или общественным деятелям, то она легко может подогнать неудобного человека под эту статью.
Если журналист напишет, что чиновники живут не по средствам, его запросто могут подвести под эту статью и дать ему реальный срок за разжигание социальной розни. А как бороться с коррупцией? Если кто-то начнет о ней говорить, все это опять же может быть интерпретировано как разжигание социальной розни и может откликнуться реальным сроком. Также за распространение ложной информации, которая может нарушить общественный порядок или причинить вред правам граждан, теперь назначено наказание до 10 лет лишения свободы. Эта норма подвергает опасности всех журналистов, которые пишут о коррупции и о кулуарных разборках.
Среди позитивных сдвигов в законодательстве правозащитник отметил ужесточение наказания за пытки.
– В новом УК эта статья будет под номером 146, и будет приравнена к тяжким преступлениям, – рассказал Кочетков. – Санкция этой статьи предусматривает лишение свободы от 10 до 12 лет. В плане положительного примера: в этом году в Казахстане начал работать национальный превентивный механизм. Это система посещения независимыми людьми колоний, тюрем, следственных изоляторов – любых закрытых учреждений, о которых им стало известно, что там применяют пытки. Кроме плановых посещений, есть еще и специальные, это если членам комиссии поступило сообщение о применении пыток, то они посредством обращения в национальный центр получают разрешение на внезапное посещение учреждения, где применяются пытки. Таким образом, это поможет нам снизить количество применения пыток и придать все случаи огласке.
По словам правозащитника, у него скопилось много вопросов к новому УК, в целом можно сказать, что власти идут на ужесточение наказания по неугодным им статьям.
– Ухудшение ситуации с правами человека – это, на мой взгляд, закручивание гаек государством, потому что власть имущие боятся повторения украинских событий в Казахстане, – объяснил Павел Кочетков. – Совершенно зря. У нас совершенно другой народ и другая ситуация, украинских событий у нас просто не может быть. Дуть на воду не нужно, наоборот, власти надо больше работать с гражданским обществом и быть более открытой. Задавливание, закручивание гаек, затыкания рта людям, нарушение свободы слова – это не выход. Власть имущим нужно разговаривать с народом открыто, от этого будет намного больше пользы.
ИСТОЧНИК:
Газета «Мой город»