Выброс газа с Карачаганакского месторождения, накрывший пос.Березовка Западно-Казахстанской области, был предсказуем. Такой же предсказуемой оказалась и реакция властей, и виновников ЧП.
28 ноября 2014 года в школе поселка Березовка более 19 детей и трое взрослых потеряли сознание и были доставлены в Бурлинскую районную больницу, г.Аксай. Шестеро детей позже были перевезены в областную больницу г.Уральска. На следующий день заместитель начальника областного управления здравоохранения М.Аймурзиева сообщила, что имело место воздействие неизвестного токсического вещества. 3 декабря прокурор области С.Караманов заявил, что установлены факты выброса газа с установок на территории Карачаганакского месторождения с превышением предельно допустимых концентраций опасных веществ. 4 декабря в амбулаторию поселка Березовка из школы поступили еще 6 детей c симптомами недомогания, трое из них были эвакуированы скорой помощью в г.Аксай.
Жители поселка Березовки и экологи давно бьют тревогу относительно предельно близкого расположения поселка к месторождению. Сельчане требуют переселить их подальше от опасного соседства. Экологи предупреждали – добром это дело никак не кончится, и даже если бы не произошло нынешнее ЧП, здоровье жителей поселка уже давно вызывает опасения всех, за исключением властей.
9 декабря на пресс-конференции в пресс-центре Бюро по правам человека в Алматы консультант экологической организации «Crude Accountability» Сергей Соляник, руководитель экологического общества «Зеленое спасение» Сергей Куратов и член Коалиции НПО Казахстана «В защиту прав детей» Эльвира Ватлина в очередной раз предприняли попытку заявить о недопустимости ситуации.
– Для нас это событие не является чем-то необычным, – говорит Сергей Соляник, только что вернувшийся с поездки в Березовку. – Мы уже давно ведем мониторинг того, что происходит в пос.Березовка и на нефтегазоконденсатном месторождении, и, к сожалению, мы предполагали, что рано или поздно это событие произойдет.
Сергей Куратов поведал, что их организация ведет вопрос о переселении жителей Березовки почти что десять лет. В 2008 году от имени жителей Березовки «Зеленое спасение» обратилось в суд с требованием переселить жителей.
Дело в том, что Карачаганак Петролиум Оперейтинг, являясь одним из самых опасных предприятий страны в связи с возможностью нанесения ущерба природе и здоровью, установил санитарно-защитную зону, вроде как, чтобы обезопасить местных жителей. Хотя по утвержденным нормам проектно-сметной документации санитарно-защитной зоны, таковая должна быть самый минимум пять километров. Однако в 2004 году приказом главного врача РК она была сокращена с пяти до трех с половиной километров. И подобные манипуляции, по словам Куратова, скорей всего связаны с последующим выводом из оборота сельскохозяйственных угодий, а также выплат компенсаций собственникам. Одновременно налогообложение на санитарно-защитную зону ложится на предприятие, из-за которого зона и создается. Понятно, что платить лишнее никому не хотелось, гораздо дешевле поставить под риск жизнь и здоровье граждан.
В 2006 году Генеральная прокуратура вынесла протест по поводу незаконного сокращения санитарно-защитной зоны, отменив ранний приказ, таким образом, часть жителей Березовки и ближайших населенных пунктов подлежали переселению.
Возвращаясь к делу с судом, то, невзирая на протест прокуратуры и Орхусскую конвенцию, 9 месяцев под разными предлогами исковое заявление не принималось. Все же, приняв иск, суд признал и пятикилометровую защитную зону, и необходимость переселения, и возмещение судебных издержек ответчиком, «но при этом суд вывел из числа ответчиков «главных виновников торжества», а именно – государственные органы и главного санитарного врача». А все обязанности по переселению жителей возложили на местные органы исполнительной власти. И до настоящего момента, с 2010 года, решение суда не выполнено. Также не была проведена маркировка санитарно-защитной зоны.
– Однако ситуация не изменилась. Как эти люди жили в санитарно-защитной зоне, как они производили сельскохозяйственную продукцию, так живут и производят, – заключает С.Куратов. – То есть, четыре года одно из крупнейших и опаснейших предприятий работает с грубым нарушением законодательства Республики Казахстан и с грубым нарушением решения суда.
Но даже, если будут выполнены требования по минимальной санитарно-защитной зоне, все равно Березовка целиком под нее не подпадает, вследствие чего требуется увеличение зоны, опираясь на реалии.
О реалиях и рассказал Сергей Соляник, консультант международной экологической организации «Crude Accountability»:
– После 28 ноября население пребывает просто в шоке. Я встречался с родителями детей. Накануне 28 ноября происходили сильные отжиги на месторождении, это видно было из поселка, и люди ощущали запах газа. А первые обмороки начались еще 26-го числа, но это уже стало обычной практикой в березовской сельской школе.
Сама школа находится в центре поселка, и на нее как раз попал ветер с месторождения, что и привело уже к массовой потере сознания детей. Надо еще помнить, что почти 15 лет дети, равно как и взрослые, обитают в опасной для проживания местности, и иммунная система у всех значительно подорвана. У четверых детей, находящихся в районных больницах, состояние так и не улучшилось, зато стало резко ухудшаться самочувствие других детей.
Сергей Соляник, даже не будучи медиком, говорит, что после опроса родителей, рассказанные ими симптомы (головокружение, тошнота, страшные судороги, резкое падение давления) «хорошо описываются в справочнике «Вредные вещества в промышленности. Справочник химиков, инженеров, врачей. Ленинград, 1976г.»
Приезжала комиссия специалистов из Уральска 3 декабря, и в тот же день снова девять детей почувствовали себя плохо. Накануне, как и в прошлый раз, вновь с месторождения донесся сильный запах газа, несмотря на заверения руководителей компании и на три станции экологического мониторинга КПО. Однако почему-то каждый раз станции показывают «0». «И поэтому доверия жителей Березовки информации от станций экологического мониторинга – никакого», – приводит мнение жителей поселка С.Соляник.
Первоначальные версии госорганов по поводу массовой потери сознания говорят сами за себя: пищевое отравление, распыление газового баллончика, главный врач Аксайской больницы выставил свой диагноз – переутомление, но только не выброс газа с месторождения. Лишь 3 декабря на пресс-конференции прокуратуры ЗКО было признано – это результат выброса газа, впрочем, прокуратура не взяла смелость связать заявленное с резким ухудшением здоровья детей.
– До сих пор люди не могут получить результаты анализов. У меня складывается впечатление, что Аксайская районная больница или не располагает, или скрывает информацию, – возмущается С.Соляник.
29 ноября произошел сход жителей, на котором присутствовал аким области и руководство КПО. На нем жители Березовки выдвинули несколько требований – на время закрытия школы и однозначного переселения всех жителей, оказавшихся в зоне поражения Карачаганака.
В ответ руководство Карачаганак Петролиум Оперейтинг заявило, что у них все в порядке, государственные органы призвали отказаться от распространения слухов и не поддаваться панике, а Асет Нарыков, заместитель начальника управления внутренней политики ЗКО, прямо пригрозил: «Тем силам, которые провоцируют социальную напряженность: я призываю, в случае нарушения законности, в случае призыва к митингам и прочему будете привлекаться к ответственности в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Все я сказал, поэтому вопрос закрыт!» Хотя, других ответом от виновников ЧП и власти вряд ли стоило ожидать.
Эльвира Ватлина из Коалиции НПО Казахстана «В защиту прав детей», в свою очередь, напомнила государственным чиновникам о многочисленных международных обязанностях РК, в том числе по соблюдению конвенции о правах ребенка. В феврале 2015 года ожидается предсессия по предоставлению очередного отчета Казахстана в Комитет ООН по правам ребенка – явно история Березовки займет там отдельное место.
– Тут на самом деле многочисленные нарушения права ребенка, а к детской беде уже мы не имеем права привыкать, – говорит Э.Ватлина. Она обратила внимание на п.3 ст10 Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах, где говорится – Особые меры охраны и помощи должны приниматься в отношении всех детей и подростков без какой бы то ни было дискриминации по признаку семейного происхождения или по иному признаку. И, по ее мнению, поддержанному Сергеем Соляником, происходящее в Березовке отчетливо подпадает под этот пункт.
Хотя, действительно, Казахстан – государство, почти всецело зависящее от добычи полезных ископаемых. Карачаганак Петролиум Оперейтинг – та самая курица, несущая золотые яйца. И если на одной шкале весов находится здоровье будущего поколения, а на другой – прибыль, то выбор очевиден.
История Березовки в этом отношении более чем показательна. Здоровье поселковых жителей ухудшается год от года, об этом заявляют и сами люди, и экологические организации, проблему можно было бы решить уже давно. Однако, как и все в стране, упирается в деньги.
Несколько лет назад выявилась другая проблема Березовки – провал почвы, в том числе и под жилыми домами. Но это уже другая история и власти, согласно своей практике, до последнего будут ждать новой трагедии.
Примечание: фотографии предоставлены уральским журналистом Санатом УРНАЛИЕВЫМ