Пять дней в декабре: от эко-похода до медиа-процесса

05.12.2014

 


Первая рабочая неделя декабря – пятидневка между Днём первого президента и годовщиной первой в истории бывшего СССР правозащитной демонстрации. Понедельничный выходной алматинские экологисты отметили «президентским» агитпоходом на Кок-жайляу, затем настали днями казахстанского Адама: в среду Ева просила аудиенции у Бога, а в пятницу начался страшный адамов суд.


 


Всё это были главные темы авторской моей авторской колонки в «Газете новостей» – десятой по счёту колонки после двух осенних месяцев и наступления зимы 2014-15 годов. Но прежде чем воспроизвести для читателей нашего сайта текст из газеты, отмечу несколько знаменательных исторических дат, для напоминания о которых не хватило объёма газетной полосы.


 


Советский период


 


1 декабря 1934 г. в Ленинграде был застрелен видный деятель правившей в том время партии большевиков Сергей Киров, в котором некоторая часть партократии видела некую альтернативу Иосифу Сталину. Последний, узнав об этом в начале того года, как ни странно, от самого же Кирова, поручил органам НКВД организовать теракт, который использовал как предлог для развязывания Большого террора, продолжавшегося до декабря 1938 года. Послужившие же для него правовой (= антиправовой) базой печально известные «законы от 1 декабря» продолжали действовать фактически до декабря 1953 года – без малого двадцать лет. О точном числе жертв этой системы историки спорят до сих пор.


 


5 декабря 1936 г. в обстановке начатого двумя годами ранее Большого террора была принята вторая после 1924 года Конституция СССР, официально названная Сталинской и «самой демократичной в мире», однако воспользоваться провозглашёнными в ней правами и свободами было абсолютно невозможно при жизни Сталина, ни даже после его смерти и разоблачения. Лишь в середине 60-х годов начало формироваться общественное движение, обратившееся к советским властям с призывом «Соблюдайте свою же конституцию!» и названное впоследствии правозащитным. Днём его рождения считается – см. ниже:


 


5 декабря 1965 г. в Москве на Пушкинской площади состоялась первая в истории тогдашнего СССР правозащитная демонстрация под вышеназванным лозунгом насчёт Конституции, а также с требованием гласности суда над арестованными за два месяца до того писателями Андреем Синявским и Юлием Даниэлем (ранее все политические суды проходили в закрытом режиме). Несмотря на репрессии со стороны властей, подобные акции в тогдашний день Конституции продолжались до середины 70-х годов, пока органы КГБ не пересажали или выдавили в эмиграцию большинство их участников.


 


Постсоветский Казахстан


 


1 декабря 1991 г. в ситуации распада СССР и переформатировании бывших союзных республик в новые независимые государства в Казахстане были проведены выборы президента Казахсой ССР (новый титул «Республика Казахстан» появится через 10 дней). Единственным зарегистрированным кандидатом на выборах был действующий президент КазССР Нурсултан Назарбаев, ранее избранный на этот пост (и тоже безальтернативно) депутатами Верховного совета в апреле 1990 года.


 


Из трёх следующих президентских выборов первые (1999) проводились в январе, третьи (2011) в апреле, а вот вторые (2005) – в начале декабря, как и те выборы 1991-го, о которых вдруг вспомнили в 2012-м и объявили первый день зимы Днём первого президента и новым выходным днём.


 


Вот этот праздник и всё с ним связанное, а также два события в правозащитно-медийной сфере 3 декабря (описано) и 5 декабря (на момент написания только ожидалось) были темой моей авторской колонки, текст которой см. ниже.    


 


* * * 


«Мальчик-Зима – это я!»


 


Эта неделя в календаре – одна из самых необычных в году: понедельник совпадает с первым числом месяца, вторник – со вторым и так до воскресенья – дня седьмого. Прямо как в библейской Книге бытия: «И был день первый, и был день шестой… и сказал Он, что это хорошо». Вот только последнее речение Бога-Творца нам вряд ли в ближайшем будущем доведется повторить, оценивая политическую ситуацию вокруг нас.


 


Пока что вместо библейского «и это хорошо» на язык приходят иные строки: «С каждым осенним днём приближается стужа, / И с каждой секундой страшнее..» – это из классического альбома группы «Наутилус Помпилиус», где в конце песни авторский герой так представляется своим слушателям: «Мальчик-Зима – это я».


 


И ещё одна песенная цитата про зиму – из «Фантазии на русские темы» Александра Галича: «Нежно пальцы на  горле / Им сводила зима, / Но деревни не мёрли, / А сходили с ума». Хотя на русские/российские темы это уже давно не фантазия: после очередного падения курса рубля на 20%, а за все послекрымские месяцы – на 60% первый день зимы уже объявили Чёрным понедельником, который сравнивают с российским же августом-1998 и американским октябрём-1929.


 


И пусть оба сравнения не дотягивают до прототипов ни количественно, ни качественно, но осознание того, насколько поплохело российской экономике, а значит поплохеет и тесно привязанной к ней экономике казахстанской, никак не может радовать. Ибо принцип «чем хуже, тем лучше» в данном случае не срабатывает, поскольку эта формула подразумевает «чем хуже им, тем лучше нам», а нынешние «они» всегда найдут способ сделать так, чтобы хуже стало не им, а нам всем. Как говорил по сходному поводу герой одного романа двух российских фантастов А.Лазарчука и М.Успенского: «Убогие у власти всегда найдут способ сделать свою вину общей бедою».


 


А пока россияне в свой Чёрный понедельник массово хватались за сердце  у окошек «обменников» с экранами курсов валют, казахстанские госслужащие и бюджетники строем отмечали День первого президента. Да простятся мне две строчных буквы «П» в его названии, а заглавными их в «Казправде» пускай выводят!


 


Наш самый странный праздник в году (если есть День первого президента, то где же День первого премьер-министра, День первого спикера парламента, День первого генпрокурора и прочая, прочая, прочая?) был введён в 2012 году. Возможно, потому, что отмечать с прежней помпезностью День независимости после Жанаозенского расстрельного празднования 20-летнего юбилея оной, наверное, даже нашим властям стало малость колковато.


 


Сюда же и общий тренд персонификации государства: в РФ это было володинское «Не будет Путина – не будет и России!», а для нас это лично путинский селигерско-троянский комплимент Назарбаеву, который-де «совершил совершенно уникальную вещь: он же создал государство на территории, на которой государства не было никогда. В этом смысле он для постсоветского пространства уникальный человек, и для Казахстана тоже».


 


Ответом Вяч. Володину на его бон мо, как известно, была мгновенно облетевшая весь Рунет шутка про то, что «Володин – это не фамилия, а форма принадлежности», ответом же Путину от похваленного им «уникального человека» был указ последнего отпраздновать в 2015 году по высшему разряду 550-летие основания Казахского ханства = так сказать, клин клином вышибать.


 


Аудиенция у Бога или визит к Минотавру?


 


Тем временем за три уже отпразднованных Дней первого президента у нас сформировалось стойкое впечатление, что этому празднику нужно присвоить второе название «День послед­него подхалима». А ведь это я даже не брал в руки праздничных номеров той же «Казправды» и иже с ней, а ограничился всего лишь короткими телерепортажами алматинских телеканалов о ежегодных научно-практических конференциях в актовых залах акиматов всех уровней.


 


Там один за другим выходят на трибуну «серьёзные взрослые люди – / Седины, машины, семья, / Какие же это орудья – / Такие же люди, как я» (слегка изменённая мною цитата из песни Юлия Кима с одной важной поправкой: нет, всё же не такие же!) и на полном серьёзе заводят одну и ту же песню: «Пришла зима, придёт и лето – спасибо Елбасы за это!»


 


Что же касается упомянутого в начале этой главки наутилусовского Мальчика-Зимы, а равно и только что вспомненного старого доброго Дедушку-Мороза, то главный герой перводекабрьского «табельного дня» у кого-то ассоциируется с первым из названных персонажей (первый день зимы = День первого президента), а у кого-то и со вторым (докричаться до Ноль-Первого = пробить головой железную стену и добиться таки невозможного).


 


Вот 2 декабря Гульжан Ергалиева, главный редактор журнала «ADAM bol», уже практически закрытого управлением внутренней политики акимата Алматы и Медеуским районным судом (первое заседание по иску по иску назначено на 5 декабря, но де-факто журнал был закрыт ещё 20 ноября) пишет обращение «Про­шу аудиенции у президента», опубликованное в газете «Трибуна. Саясат-Калам» 3 декабря.


 


В этот же день она проводит первую за время вынужденного невыхода журнала пресс-конференцию в совсем не приспособленном для этого офисе правозащитника Ермека Нарымбаева. Ранее прессуха назначалась на 21 ноября в Национальном пресс-клубе, но была отменена «по техническим причинам» – первый такой случай на нашей памяти в отношении преследуемых СМИ. О своём обращении в президентскую администрацию на предмет устройства аудиенции. 


 


Если эта идея увенчается успехом, то что ждёт «адамболовскую» Еву на этом личном свидании, которое писатели-детективщики братья Вайнеры назвали бы «визитом к Минотавру»?


 


«Не рубите, мужики» – побойтесь еллбасы!


 


А вот 1 декабря, непосредственно в День первопреза, используя дополнительный выходной, группа экологических активистов подымается в горы пешком от отеля «Кумбель» до подножия плато Кок-жайляу. На стволах растущих вдоль просёлочной дороги деревьев, уже подпиленных лесорубами для будущей вырубки, экологисты пишут экологически чистой краской: «Хочу жить!», «Не рубите, мужики!» и самый главный взыв: «Я люблю елбасы!» (слово «люблю» изображено сердечком типа карточной масти «черви»).


 


Как видим, политически наивные экологисты надеются на то, что у наёмных лесорубов топор не поднимется на дерево с магическим словом. Я бы посоветовал братьям-экологам усилить приём – не просто писать любовные надписи на деревьях, а рисовать на них узнаваемые портреты солнцеподобного и луноликого. Дело в том, что законодательными поправками от июня 2010 года не только введено официальное титулование президента РК как Елбасы и Лидера нации, но и прописана отдельной строкой уголовная ответственность за уничто­жение или порчу изображений оного лидера.


 


Тогда бы нацелится лесоруб топором по стволу, а экологисты того лесоруба и его начальников – 318-й статьёй УК по кумполу: пожалуйте в ДКНБ и в прокуратуру, оттуда в суд, а оттуда на три года «общака». Лесоповал в учреждениях КУИСа сейчас не практикуется, так что авось тянь-шаньские ели в уникальном горном урочище целее будут!


 


Как видим, на этой неделе Днём первого президента воспользовались не только чиновные подхалимы, чтобы свою лояльность подтвердить и бонусов добрать, но также и порядочные люди, страстно увлечённые своим личным и общественно-полезным делом. Будь то спасение единственного в нашей оппозиционной прессе полноцветного журнала или спасение последнего уголка девственной природы столь близко от дымного мегаполиса.


 


И будь я на месте адресата их взывов и мольб – я б их обязательно услышал и сделал бы то, о чём они просят: силовикам и судьям дал бы команду «Фу!» вместо прежней команды «Фас!», а горе-застройщиков выслал бы в Караганду облагораживать угольные терриконы под модный лыжный курорт. И вошёл бы в историю президентом незагубленного Кок-жайляу и незадушенной оппозиционной прессы.


 


Но, увы, я не Мальчик-Зима и даже не президент Республики Казахстан, равно как и президент оной – тоже не я. В том числе и поэтому, друзья мои,  именно поэтому…


 


Андрей СВИРИДОВ


 


Основной текст колонки в «Газете новостей» от 5.12.2014


 


Добавить комментарий