Пока НПО-шники в Казахстане опасаются создания «стойле для НПО», в соседнем Кыргызстане обсуждали законопроект об «иностранных агентах» по образцу российского закона-2012 – и отклонили проект при первом же слушании. Зато в российской Госдуме выдвинули новый законопроект, ещё больше ужесточающий положения прежнего «закона об агентах».
Клубная площадка для политических дискуссий
В конце прошлой недели в Алматы дебютировала новая общественная площадка – «Дискуссионный клуб Ярослава Разумова». На первом заседании клуба мне побывать не удалось, я вообще узнал о создании клуба из репортажей коллег-журналистов на веб-сайтах «Накануне.kz», «Зона.net» и «Аблязов.org», но тем паче был приятно удивлён словами основателя клуба о его стремлении возродить традицию дискуссионного клуба «ПолиТон» имени Нурбулата Масанова.
Тот прежний клуб «ПолиТон» занимал большое место в моей жизни с момента его основания в 2002 году моими старшими друзьями и единомышленниками Сергеем Дувановым и Нурбулатом Масановым и вплоть до безвременной кончины последнего в октябре 2006 года. Именно тогда мы, члены активного ядра «политоновцев», присвоили клубу имя одного из двух его основателей, а вовсе не на старте проекта, как это сделал основатель нового клуба в отношении себя любимого. Хотя, конечно, дело не столько в номинативной, сколько в содержательной части деятельности нового дискуссионного клуба – пожелаем ей соответствовать уровню старого «ПолиТона», действовавшего в период с мая 2002-го по февраль 2009 года.
Весь тот период времени автор этих строк активно участвовал во всех мероприятиях клуба, несколько раз бывал на его заседаниях докладчиком и бессчётное множество раз – участником-слушателем. Не знаю, что получится у Ярослава, с которым познакомился за девять лет до основания «ПолиТона» и все последующие годы с интересом наблюдал за всеми его мировоззренческими трансформациями, проявлявшимися также и в выступлениях в «ПолиТоне», и в публикациях на страницах газеты «Панорама».
Накануне выхода из типографии пятничного номера «Газеты новостей» с исходным текстом этих заметок, а именно четверговым вечером 27 ноября, я побывал на втором заседании нового дискуссионного клуба, посвящённом теме членства Казахстана в Евразийском экономическом союзе с перспективой создания политического Евразийского союза. Доклад политэконома Магбата Спанова, выступления Мухтара Тайжана, Петра Своика и других диспутантов, корректное модераторство Ярослава Разумова и прочие позитивные впечатления заставляют пожелать успехов новой клубной площадке для политических дискуссий, для которых не находится места в наших постсоветских парламентах, согласно известному речению одного из думских спикеров.
«От Бишкека до Алма-Аты 234 версты», а политически ещё дальше
В репортажах коллег о дебюте вышеназванного дискуссионного клуба говорилось о том, что темой первой дискуссии был некий законопроект об очередных поправках в закон о неправительственных (НПО) и некоммерческих (НКО) организациях. Результат гипотетической реализации этого проекта, стань он законом, участники дискуссии охарактеризовали как «стойло для НПО».
Сколько их было за последнее десятилетие, таких законопроектов, начиная с незабвенного проекта депутатской группы Ерасыла Абылкасымова, выдвинутого в 2005 году по следам первой кыргызской революции! Однако до российской кулибинщины-2012 о признании наиболее активных НПО/НКО иностранными агентами у нас пока не додумались. Зато додумались в послереволюционном (2005, 2010, а в перспективе может быть и 2015 – уж мерить пятилетками так мерить!) братском Кыргызстане.
В прошедший понедельник в кыргызском парламенте Жогорку кенеше был поставлен на обсуждение законопроект группы депутатов во главе с Турсунбаем Бакир уулу о поправках в действующий закон об НКО, предусматривающих введение категории «иностранный агент» по образцу российского-2012 закона. Вряд ли главный автор законопроекта, бывший при Акаеве омбудсменом, а при Бакиеве оппозиционером, поработал ещё и гастарбайтером в путинской Эрэфии, а вот набрался тамошнего духа и теперь пытается внедрить его вместе с буквой в краю вольнолюбивых тянь-шаньских нагорий.
Однако две тюльпановых революции всё же не прошли даром для соседней страны. Ещё не имея внятной информации из Бишкека о том, как проходило то заседание Жогорку кенеша в понедельник, я тем не менее выудил из информационного потока интересную новость о приуроченном к оным слушаниям заявлении Министерства юстиции Кыргызстана. Минюст официально заявил о том, что не имеет отношения к подготовке законопроекта об НКО как иностранных агентах (то есть получается, что антиНПОшный законопроект Т.Бакира сам по себе неправительственный!) и не видит никакой необходимости в его принятии.
И ещё погуглив эту тему по ключевым словам, выяснил я, что тот законопроект уже существовал аж год назад, и уже тогда же НКО «Союз правозащитников Кыргызстана» предложило объявить иностранным агентом самого Бакира уулу. Дескать, он идеально подпадает под критерии своего законопроекта, ибо получает зарплату из госбюджета, а тот в свою очередь частично формируется грантами зарубежных доноров.
А ещё я прочитал на одном из бишкекских сайтов информамцию о том, что ровно год и два месяца назад президент Кыргызской республики Алмазбек Атамбаев, будучи с визитом в Бельгии и посетив в Брюсселе штаб-квартиры НАТО и Евросоюза, заявлял 18 сентября 2013 года журналистам, что не допускает возможности принятия такого закона парламентом. «У нас в Жогорку кенеше много здравомыслящих депутатов», – сказал Атамбаев и добавил, что если такой закон всё же примут, то он наложит на него вето.
Так что за наших кыргызстанских собратьев НПОшников можно не волноваться – о нас бы, грешных, кто позаботился, начиная с нас самих!
Пока в Бишкеке отклоняют, в Москве покрепче выдвигают
Уже после того, как воспроизведённый выше текст в виде первой главки моей еженедельной колонки ушёл на вёрстку, до меня наконец-то дошла сильно припозднившаяся информация о том, как проходило в понедельник 24 ноября обсуждение в Жогорку кенеше законопроекта об иностранных агентах и чем оно закончилось.
Оказывается, это были не обычные парламентские, а т.н. общественные парламентские слушания, в которых участвовали не только депутаты Жогорку Кенеша, но и лидеры и активисты местных НКО, руководители ведущих международных организаций ПРООН и УВКПЧ ООН, Евросоюза и ОБСЕ, фонда «Сорос–Кыргызстан», а также представители аппарата президента и правительства страны.
Большинство выступающих указывали на то, что представленный законопроект содержит дискриминационные нормы, противоречащие основным демократическим принципам, и в случае его принятия, значительно ограничит деятельность некоммерческих организаций, включая филиалы и представительства иностранных НКО, работающих в Кыргызской Республике.
По мнению выступивших спикеров, законопроект пронизан идеей о том, что «иностранная помощь для НКО – это дестабилизирующая сила, угрожающая Кыргызстану». Однако самая большая часть иностранной помощи Кыргызстану, как отметили выступающие, предоставляется через государственные органы, значительную часть помощи иностранные и международные организации оказывают коммерческому сектору. В этой связи несправедливо видеть угрозу национальной безопасности в иностранной помощи только НКО-шному сектору Кыргызстана.
Сами авторы законопроекта – депутаты Турсунбай Бакир уулу, Нуркамиль Мадалиев и Надира Нарматова, как сообщает автор процитированной выше информации, так и не смогли привести разумных доводов в пользу своего детища, скопированного с российского закона 2012 года. И вот результат: итогом парламентских слушаний стала рекомендация – отозвать законопроект.
Повторюсь, информация с бишкекского сайта Интерактивного сообщества новых технологий для некоммерческих организаций дошла до меня ранним вечером четверга 27 ноября. А поздним вечером того же дня в новостях канала РБК услышал о том, что в Москве депутаты Антон Ищенко (ЛДПР) и Александр Тарнавский (СР) предложили законопроект о запрещении иностранных организаций, которые «представляют угрозу обороноспособности или безопасности государства». В профильном комитете Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций проект назвали «заслуживающим внимания», особенно идею о создании в России реестра нежелательных организаций.
Согласно представленному законопроекту, признание деятельности иностранной или международной организации нежелательной влечет запрет на создание ее новых структурных подразделений и прекращение работы ранее созданных. Также предлагается запрет на распространение информационных материалов нежелательных организаций через СМИ и Интернет.
Кроме того, для лиц, причастных к деятельности нежелательной иностранной или международной организации, предусмотрен административный штраф от 10 тыс. до 100 тысяч рублей. В случае, если организация признана нежелательной, но продолжает вести деятельность на территории РФ, ее участникам будет грозить штраф уже от 300 до 500 тысяч или лишение свободы на срок от 2 до 8 лет, – невозмутимо сообщает «городу и миру» информационное агентство с ностальгическим названием «ТАСС» в своём материале от 27.11.2014,
Как уже говорилось выше, 234 километра от Бишкека до Алма-Аты – расстояние не только географическое, но и политическое. Но что в таком случае можно сказать о несоизмеримо большем расстоянии между Бишкеком и Москвой?
Первая главка авторской колонки «Взгляд Андрея Свиридова:
неделя с 24 по 28.XI.2014» в номере «Газеты новостей» от 28.11.2014
с дополнением от того же дня