Как только в Женеве казахстанская делегация отчиталась перед международным сообществом о положении дел с пытками в стране, 19 ноября в Актобе прошел семинар-тренинг для сотрудников ДУИС из пяти западных областей.
Зампредседателя актюбинской ОНК Бахтыгул Канатов, он же в недавнем прошлом зампред актюбинского НПМ, сообщил полицейским о том, что все проблемы наших осужденных сводятся к насекомым, плохому освещению и отсутствию воды в камерах. Из чего журналисты сделали вывод: «особых жалоб со стороны заключённых на нарушение их прав, якобы, не было. Т.е., можно сказать, что в наших тюрьмах над обитателями никто не издевается» (http://www.rikatv.kz/news/prichiny–nedovolstva–zaklyuchyennykh–uis–plokhoe–osveshchenie–otsutstvie–vody–v–kamerakh–i–nasekomye.html).
Канатов подтвердил: «можно сказать не издеваются»!
Между тем, по данным представителей НПМ, только за один месяц работы национальной комиссии в Актобе были выявлены десятки жалоб. Лишь по одному сизо – УКА-168/1 собрано 9 жалоб, пять из них описывали пытки в застенках РОВД и в самом следственном изоляторе.
Согласно закону об НПМ разглашать личные данные заключенных, в том числе касающиеся пыток запрещено. Этим табу объясняется молчание остальных членов НПМ, не приглашенных на встречу с работниками ДУИСа. Напомню, Актобе стал первым в Казахстане городом, где институт Омбудсмана пошел на расформирование группы НПМ. Несмотря на то, что были найдены вопиющие факты издевательств и пыток над людьми. А самые крупные колонии в Жеме, В Актобе – «6-ка» и «4-ка», где часто идут бунты, членовредительства, пытки и коррупция так и не были пройдены НПМ. А, значит, в этом и цель расформирования группы. Факты пыток не должны быть найдены и подтверждены официально.
К слову, еще в августе гражданские активисты подали заявление на вступление в ОНК. Ответа до сих пор нет, на многочисленные просьбы разрешить этот вопрос – полное игнорирование со стороны руководства ОНК.
Судя по выступлению на этой же встрече представителя института Омбудсмана Ришата Рахимова, в будущем в НПМ должны войти чиновники и представители прокуратуры, а «не случайные люди», как было в 2014 году.
«Отбор был жесточайший, а то, что попали случайные лица – не из кого выбирать».
Причем, по мнению Рахимова, «не из кого выбирать» сегодня и в координационном совете НПМ республики. Туда попали сплошь ученые и люди из НПО. Ни одного прокурора, сокрушается Ришат Рахимов.
Очередной отчет Казахстана в Комитете по пыткам состоится лишь в 2018 году. У Казахстана остается 4 года, чтобы привести в соответствие международный механизм по противодействию пыткам в свой национальный колорит. Сделать это будет несложно – Актобе тому пример.