КМБПЧ – Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности

Рождение и гибель Анны Политковской меж двух конституционных дат

11.10.2014

 


Эта публикация продолжает цикл авторских колонок обозревателя и историка казахстанской прессы и политической жизни, редактора интернет-сайта КМБПЧиСЗ Андрея Свиридова в «Газете новостей». Как и было обещано в предыдущем номере, автор намерен выбирать темами своих колонок не только события, но и  недели, но и значимые исторические даты текущей недели.


 


Дни Конституции и главный лозунг правозащитников


 


Засевшие в начале рабочей недели сочетание числа и месяца 7.10 заставила меня вспомнить о полузабытом, а кому-то и вовсе уже неведомом событии и таком же празднике в честь того события. Имею в виду принятие 7 октября 1977 года новой Конституции СССР, третьей в истории после 1924 и 1936 годов. Тогда же и в связи с этим официальный праздник День конституции был перенесён с 5 декабря на 7 октября и затем отмечался в этот день вплоть до 1991 года.


 


Брежневская конституция, в отличие от более ранней Сталинской, не воспевалась советским агитпропом столь бурно, как её предшественница: хрестоматийно-пародийное речение нашего чемолганца Джамбула (ныне Жамбыла) про «Закон, по которому счастье приходит, / Закон, по которому степь плодородит» – это точно про 1936 год, а не про 1977-й. Но зато и ужасы Большого террора происходили под мёртвым солнцем первой из названных конституций, а не второй, ко времени принятия которой репрессии давно уже превратились из массовых в точечные.


 


Однако и эти «точки» исчислялись если не тысячами, то уж сотнями людских жизней точно. И все 70-е годы, по которым многие сейчас ностальгируют как по утраченному золотому веку, были заполнены посадками диссидентов, причём не только на «мягкие» 3 года по 193-й статье, но и на полные 7 лет лагерей и 5 лет ссылки по 70-й статье. Из сегодняшней казахстанской реальности комбинация цифр «7 и 5» подозрительно напоминает те 7,5 лет срока, получен­ные Владимиром Козловым по 164-й статье УК РК, в свою очередь подозрите­ль­но напоминающей те же 70-ю и 193-ю статьи УК РСФСР и нынешнюю 282-ю статью УК РФ.


 


Диссиденты и правозащитники 60-70-х годов отлично знали цену декларативным конституциям тоталитарного государства, однако при всём этом знании они сделали своим главным лозунгом следующее обращение к властям: «Соблюдайте вашу конституцию!» И этот лозунг был впервые заявлен в Москве на несанкционированном, как бы сказали теперь, митинге на Пушкинской площади 5 декабря 1965 года, то есть в тогдашний День конституции СССР.


 


И последующие десять лет в этот зимний день у ног каменного гостя, написавшего в автоэпитафии, что в свой жестокий век восславил он свободу, выходили с плакатами свободные люди несвободной страны. А вот ко времени передвижки конституционного праздника с зимы на осень выходить стало некому – андроповский КГБ всех пересажал, но с приходом горбачёвской оттепели митинги «на Пушке» возродились. И вот уж три недели назад в интернет-новостях и даже немного по ТВ мы видели пятидесятитысячный Марш мира, стартовавший с той самой Пушкинской площади в направлении проспекта Сахарова, парадоксально соседствующего в путинской столице с проспектом Андропова.


 


Жизнь и смерть меж двух конституционных дат


 


После 21 сентября в Москве пока ещё не было новых протестных акций такой массовости, но было другое: 7 октября к зданию редакции «Новой газеты» пришли участники акции «Цветы для Анны», посвященной восьмой годовщине убийства журналиста и правозащитника Анны Политковской.


 


То, что её убийство (в данном случае можно даже сказать и так – расстрел, бессудная казнь) произошло в давно уже никем не отмечаемый брежневский День конституции, конечно, было случайностью. И уж тем более случаен был тот факт, что Анна Степановна родилась 30 августа 1958 года – ровно за 37 лет до при­нятия ныне действующей Конституции РК и соответственно в нынешний казахстанский День конституции. Да и каких-либо пересечений с Казахстаном в биографии Политковской не прослеживается – скорее уж с Украиной через девичью фамилию Мазепа и предков по отцовской линии.


 


Это даже странно, что нынешние российские мракушники ещё не соединили давно покойную, но всё равно остающуюся для них живой вражиной Политковскую с её гипотетическим пращуром. А ведь «гетман-злодей» Иван Степанович Мазепа – этот, говоря киселёвско-соловьёвским жаргоном, «жидобандера XVIII века» ещё триста лет назад пытался утянуть ридну Украйну из имперского Русского мира в безбожный Европейский союз со «шведом под Полтавой». Так что недотягивают путинские агитаторы и горланы по креативу – и слава богу!


 


А упомянутый чуть выше факт совпадения первого и последнего дней недлинного, но яркого и светлого жизненного пути Анны Политковской с двумя конституционными праздниками, действующим казахстанским и стародавним общесоюзным уместно будет интерпретировать так, как сделал это мой друг NN, историк по образованию и педагог по роду занятий. Как раз 7.10 он так написал мне в личном мэйле о поминаемой нами Анне Политковской: «Как-то даже странно, что вся её жизнь прошла между днями принятия двух НЕДЕМОКРАТИ­ЧЕСКИХ конституций… так сказать, жизнь правозащитницы в окружении признанно НЕправовых дат». Вот только что же здесь странного? Скорее уж печальная закономерность.


 


Наверное, далее мне следовало бы упомянуть об ещё одном и гораздо более актуальном наложении дат, вспомнив о том, что А.С. Политковскую убили в день рождения В.В. Путина – главного объекта и субъекта её критики, плюс на второй день после дня рождения другого такого объекта и субъекта Р.А. Кадырова. Однако на это совпадение до меня указывали многие и многажды, так что сделаю одну важную смысловую оговорку.


 


Говоря о датах 5 и 7 октября 2006 года, надо иметь в виду, что преподнести Путину на «день ангела» отрезанную голову его идейной врагини могли бы не только кадыровцы, на которых все сразу подумали как на классических «детей гор». С не меньшим успехом это могли сделать и вполне себе цивилизованные (если не читать статей Политковской об их проделках) золотопогонные мужи из ФСБ, ГРУ и МВД. Не забудем также и о том, что подарки к дням рождения не всегда делают имениннику его друзья и гости, но иногда и сам себе именинник.


 


Впрочем, не забудем и о презумпции невиновности, а потому оставим вышеизложенные рассуждения в ранге версий, никоим образом не возводя их в ранг прямых обвинений в адрес конкретных должностных лиц соседнего государства. Не потому что боимся их, а во имя примата одного из главных правозащитных принципов. И на этом закончим с датами и событиями первой недели октября.


 


Андрей СВИРИДОВ


 


Публикация в «Газете новостей» от 10.10.2014


 


Добавить комментарий