Данная публикация открыла авторскую колонку правозащитного журналиста, обозревателя и историк казахстанской прессы и политической жизни, редактора Интернет-сайта КМБПЧиСЗ Андрея Свиридова, которую он будет вести на страницах «Газеты новостей».
Призыв к свободе для ввергнутых в узилище
Первые четыре дня текущей недели, с 29 сентября по 2 октября, в Бишкеке проходил 80-й всемирный конгресс ПЕН-клубов – впервые в регионе Центральной Азии и, судя по всему, не более чем второй раз во всём регионе СНГ. В названии этой организации три заглавных буквы, созвучные с английским словом «pen» (по-русски – перо, по-казахски – калам), представляют собой аббревиатуру «Поэты. Эссеисты. Новеллисты», и главной задачей движения является защита писателей и журналистов, преследуемых за свои литературные произведения, политические убеждения и общественную деятельность
За несколько дней до открытия бишкекского конгресса представители Международного ПЕН-центра посетили обе казахстанские столицы. В Астане они встречались с чиновниками президентской администрации и уголовно-исполнительной системы по вопросу о положении двух казахстанских заключённых – поэта Арона Атабека и политика Владимира Козлова (пенклубовцы рассматривают его как публициста, на что имеют полные основания). В южной же столице писатели дали пресс-конференцию, на которой сообщили местным журналистам о полученном ими разрешении посетить Козлова в Заречном и о том, что поедут туда в субботу 27 сентября, а уже оттуда в Бишкек.
К сожалению, нам не довелось побывать на писательском конгрессе в столице соседнего Кыргызстана и лично расспросить пенклубовцев о том, доехали ли они до Заречного, не обманули ли их насчёт свидания, и если всё вышло, как планировали, то в каком состоянии они нашли Владимира Ивановича и о чём с ним говорили. Не было такой информации и в наших интернет-медиа. Остаётся надеяться на то, что господа Карлес Торнер и Владимир Карцев чуть позже наёдут возможность публично рассказать об этом.
И главное: дай бог, чтобы на конгрессе в Бишкеке во весь голос позвучали заявления в защиту не только казахстанцев Владимира Козлова и Арона Атабека, но и кыргызстанского узбека, адвоката Азимжана Аскарова, на которого послереволюционные власти южного Кыргызстана возложили ответственность за узбекские погромы в Оше летом 2010-го. И конечно же, в защиту (хоть это и за пределами центрально-азиатского региона, но весьма недалече от него) китайского диссидента Лю Сяобо, возглавлявшего до ареста китайский ПЕН-клуб и уже в заключении награждённого Нобелевской премией мира за 2010 год.
Два года до Нобелевки и почти четыре года после неё этот человек находится в заключении, и такое демонстративное наплевательство на реакцию внешнего мира очень характерно для китайских правителей, давно отринувших маоистский аскетизм и сделавших свою страну «мастерской мира», но при этом сохранивших идеологическую нетерпимость «большого скачка» и «великой культурной революции».
Посмотрим ещё, захочет ли и сумеет ли нынешний Пекин, торжественно отметив 1 октября не круглую, но всё же и не рядовую годовщину 65-летия КНР, удержаться от повторения тяньаньмэньской расправы июня 1989-го над демонстрантами в Гонконге, как раз в эти дни потребовавшими расширения демократических свобод.
Казахстанский барс между драконом и медведем
У нас в Казахстане антилибералы всех мастей, а иногда и либералы, но паникёры, любят указывать на географическое положение казахстанского барса (в данном случае тогда уж домашнего котика Барсила), со всех сторон зажатого между китайским драконом, российским медведем и среднеазиатским онагром. Мол, в таком окружении нечего и мечтать о правах и свободах, не жили хорошо, так незачем и привыкать.
К сожалению, российские тренды последних месяцев мощно усиливают означенную диспозицию: страшно глядеть, с какой радостной готовностью путинская Россия мостится в объятия Китая, буквально набиваясь к нему в сырьевые придатки, мгновенно позабыв о своих же страхах ползучей китаизации Дальнего Востока и Сибири. На всё готовы кремлёвские мечтатели, лишь бы назло Западу – не только уши отморозить, но и свою страну заморозить (хотя любезный нынешним охранителям Константин Леонтьев советовал всего лишь «подморозить»). А уж в отношении соседней Украины так и вовсе «править бесстыдно» (второй совет того же Леонтьева, не путать с его нынешним телевизионным однофамильцем).
В первые дни этой недели, они же последние два дня сентября, в городе Атырау (в свете обсуждаемой темы не забудем назвать и его исконно русское название Гурьев) состоялась встреча президентов Н.Назарбаева и В.Путина. День в день к этой встрече казахстанский Мажилис и российская Госдума единогласно ратифицировали договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в котором многие видят основу для политического Евразийского союза и даже некоей Евразийской авторитарной империи. И для таких провидений есть все основания. Вот лишь одно маленькое событие первого дня октября.
На этот день алма-атинский телевизионный канал «Тан» анонсировал показ документального фильма Касыма Аманжола «Майдан глазами казахского журналиста». Однако уже с утра среды распространилась информация о том, что фильм с показа снят, и сам автор подтвердил её на своей странице в Фейсбуке. Ранее учредитель телеканала «Тан» бизнесмен-миллионер Арманжан Байтасов ранее в интервью интернет-сайту «365info.kz» сообщил, что в адрес автора ещё не показанного фильма поступают угрозы.
Нам же так и осталось непонятным, было ли снятие фильма с показа стремлением обезопасить Касыма Аманжола или же стремлением не вступать в противоречие с евразийским трендом, наиболее выпукло проявившимся на этих днях в формате депутатского голосования в Астане и президентского саммита в Атырау?
Хотя не приходится сомневаться если даже не в причинно-следственной связи, то уж точно в едином идеологическом контексте двух дипломатических новостей и одной медийно-запретительской. Тем более что свобода художественного (в данном случае кинодокументального) творчества, будучи одной из главных европейских ценностей, отнюдь не занимает такого же места в системе ценностей евразийских, под флагом которых постсоветские авторитарные режимы сплачиваются в новый «союз нерушимый улусов зажатых».
Андрей СВИРИДОВ
Публикация в номере «Газеты новостей» за 3.10.2014