Вчера я выступил на ежегодной конференции БДИПЧ ОБСЕ по человеческому измерению, проходящей в Варшаве. Впервые за последние четыре года казахстанскую официальную делегацию не представлял никто. В первые два дня был какой-то сотрудник посольства, который фиксировал всё, что говорили выступающие, а на третий после обеда и он ретировался.
Что это значит? Во-первых, площадка ОБСЕ создавалась для диалога между государственными институтами власти и общественными организациями.
Когда в 2010 году Казахстан председательствовал в ОБСЕ, в Варшаве высаживался десант из 15-20 человек, среди которых были представители генпрокуратуры, Верховного суда, министерств. Кроме них присутствовали представители ГОНГО, убеждавшие общественность, что Казахстан семимильными шагами идет в светлое будущее, а различные критиканы лишь отрабатывают политические заказы.
В 2011 году десант сократился, но тоже еще демонстрировал серьезные намерения. В прошлом уже все было скромно – человек 6-7, половина из них из посольства. В этом году интерес к ОБСЕ у казахстанских властей пропал совсем. И это значит, что все общественные деятели, которые приехали, чтобы довести до власти свою точку зрения или информировать о проблеме, вещали в пустоту.
Во-вторых, это означает, что интересы Назарбаева сместились в Брюссель, куда он сам лично едет 8-го октября. На кону подписание договора между ЕС и Казахстаном, за которое бьются уже несколько лет. Президенту Казахстана этот договор сулит перспективы сотрудничества с ЕС, гарантирующие ему некий паритет в отношениях с Россией и Китаем, а Европа получит доступ к сырью, которым распоряжается диктатор.
В-третьих, это показатель того, что сама организация ОБСЕ свой потенциал исчерпала. Что, собственно, видно даже по конфликту Украина–Россия. Как точно отметил режиссер Булат Атабаев, приехавший на это мероприятие впервые: «меня не покидает ощущение, что я участник соревнования по скоростному чтению жалобной книги и что все мы родом из одной страны вечно зеленых помидоров». Лично у меня такое впечатление сложилось еще два года назад.
Интересно, что впервые схлестнулись две официальные делегации. Естественно, Россия и Украина. При этом российские официалы появлялись на сессиях самыми первыми, раскладывали свою агитацию и вообще демонстрировали вполне профессиональную организацию, по свидетельству самих украинских общественных деятелей. Их же госделагация являлась примерно через полчаса после россиян и уже довольствовалась остаточным вниманием к себе. Видимо, госаппарат еще не перестроился на другой режим работы. Увы, при всех моих симпатиях к Украине. Хотя эти симпатии больше к гражданскому обществу, чем к власти, демонстрирующей свои бессилие и беспомощность.
Но вернемся к нашим баранам. Стоило ли при таком раскладе выступать? На мой взгляд, стоило при одном условии – если это выступление направлено к европейцам. Что, собственно, и делали спикеры двух первых дней – Булат Атабаев и Муратбек Кетебаев. Я обратился к представителям ЕС и попросил послов этих стран донести до Европарламента и Еврокомиссии один четкий месседж: до тех пор, пока Казахстан не пересмотрит дела всех политических заключенных и пока ЕС не будет проводить постоянный мониторинг соблюдения прав на свободу слова, мирные собрания и создание политических партий, никаких подписаний договоров не должно быть. Никаких!
Игорь ВИНЯАСКИЙ
Публикация на интернет-сайте Ablyazov.com от 25.09.2014
<http://www.ablyazov.org/nikakih-dogovorov-s-diktatorom.htm>
Об авторе статьи:
Игорь Винявский – бывший главный редактор казахстанской оппозиционной газеты «Взгляд», закрытой в 2012 году по обвинению в «политическом экстремизме» вместе с Народной партий\ей «Алга». В январе того же года Винявский был арестован одновременно с лидером этой партии Владимиром Козловым; после двух месяцев пребывания в СИЗО ДКНБ Алматы был освобождён и затем эмигрировал из Казахстана, сейчас проживает в Польшу.
Справка подогтол\влена редакцией сайта Bureau.kz