Общественная наблюдательная комиссия по г.Астане не оставляет в покое столичный следственный изолятор, и 10 сентября провела очередную проверку закрытого учреждения, откуда постоянно идут жалобы заключенных.
(Последние материалы по проверке СИ-12 «И все так чинно, благородно…», «Столичный следственный изолятор: новый ремонт и старые проблемы»)
Примечательно, что если во время прошлых визитов правозащитников сопровождало вначале двое, потом пятеро сотрудников, то на этот раз руководство обеспечило эскорт из десяти своих работников.
Из приятных новостей: теперь у осужденных и подследственных есть тихий час! А точнее два часа, так как по сведениям сопровождавшего заместителя начальника учреждения по воспитательной работе Айбека Какимовича, два месяца назад был установлен новый распорядок дня, согласно которому с 13 до 15 ч. предусмотрено время отдыха.
Первые двое «постояльцев» второго корпуса к условиям содержания претензий не имели. А вот Р. – уже осужденный, посетовал на судебный процесс: во время суда прокурор на вопрос судьи о наличии доказательств не смог ничего представить. Тем более, что все свидетели указывали только на второго подсудимого (которого, по словам Р., тоже в ходе следствия избивали полицейские). Последний раз Р. обращался с жалобами в прокуратуру Астаны и Администрацию президента в начале этого месяца. В настоящее время назначена апелляция. Уголовное дело в отношении полицейских по статье «Пытки» прекращено.
В четырех камерах (в одних находились мужчины, в других – женщины) оказалось все более-менее нормально, за исключением ощущаемого осеннего холода. В одной камере, впрочем, было тепло – там стоял обогреватель и находился единственный «гость» – бывший сотрудник полиции.
Следующий пункт – библиотека – оставил благоприятные впечатления. За последние два года приобретено несколько сотен книг, вот только по информации библиотекаря (осужденного), новые книги выдают только тем, кто оставлен отбывать наказания по хозобслуживанию. Остальным положена только ветхая литература!
Следующие пять камер рассчитаны даже на большее количество спецконтингента, чем там пребывало на момент посещения. В последней – женской – обитательницы поделились своими проблемами.
Т. неделю назад записалась на прием к гинекологу, но до сих пор осмотра не было. Заключенную О. донимают вши, от которых выданная администрацией мазь не помогает. Д. стало плохо с сердцем 7 сентября, на призывы сокамерниц откликнулся корпусный только затем, чтобы сообщить, что врача в воскресенье нет. Через 12 часов женщине выдали валерьянку и валидол. И все дружно пожаловались, что не видели прокурора уже месяц, а замначальника учреждения беседует с ними лишь на «языке мата».
По приглашению членов ОНК пришла начальник медико-санитарной части и поведала, что врач в воскресенье все-таки дежурил, а кроме мази от вшей «Антибит» у них ничего нет.
Далее второй этаж. Пятнадцать камер ничем особым не выделялись, разве что в некоторых оказалось более чем грязно.
Наконец – шестой корпус. Условия содержания приемлемы, но вновь стали поступать жалобы на медицинское обслуживание, точнее отсутствие такового. Нет возможности запломбировать зубы (т.к. отсутствует пломбировочный материал, правда, на него была направлена заявка). Вместо пломб заключенным предлагается альтернатива в виде удаления. Заключенный Ш. страдает от паховой грыжи, которую «лечат» лишь обезболивающими уколами.
В качестве новой порции рекомендаций Общественная наблюдательная комиссия посоветовала перестать оскорблять содержащихся, обеспечить тепло в камерах, либо разрешить пользоваться обогревателями всем. Провести перераспределение заключенных, поскольку где-то приходится «жить» на третьих полках, в то время как полно пустующих мест. И принять срочные меры по лечению зубов осужденных. Все достаточно просто, но на практике почему-то эти простые вещи вызывают непреодолимые затруднения в их воплощении.