Можно ли называть Казахстан демократической страной? Как у нас обстоят дела с правами и свободами граждан? Почему до сих пор не сложилось гражданское общество? Что мешает развитию в стране независимых СМИ? К каким последствиям в итоге может привести сохраняющаяся в стране политическая система? Обо всем этом мы беседуем с правозащитником, председателем совета Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности Евгением ЖОВТИСОМ.
– Евгений Александрович, почему наши облаченные большой властью чиновники и, в первую очередь, президент очень много говорят о политике, экономике и других сферах, но практически никогда не затрагивают тему прав человека? Это что – запретная тема у нас?
– Потому что разговор о правах человека – это разговор о свободе и демократии. А мы живем в авторитарном государстве. Идея прав человека, особенно политических прав и гражданских свобод, предполагает наличие свободных людей, которые имеют право выбора, которые действуют осознанно, исходя из получаемой ими многообразной информации, из различных альтернативных источников. Людей, которые несут ответственность за свой выбор и могут предъявлять претензии государству, точнее – власти, и менять эту власть в лучшую сторону при недовольстве ее деятельностью. А наша власть не хочет, чтобы ее меняли, поэтому она и не хочет разговаривать о правах и свободах.
– Можно ли говорить о том, что у нас уже сложилось гражданское общество? Или нам до него еще расти и расти?
– К сожалению, гражданского общества у нас пока нет. У нас есть «государственное» общество. То есть общество, которое контролируется государством, зависит от государства, управляется государством, манипулируется государством. Вспомните канувший в Лету Советский Союз. Там ведь тоже вроде были разного рода неправительственные организации: профсоюзы, ветеранские союзы, детские, женские общества, филателисты, собаководы, пчеловоды и т.д. Никому же в голову не приходило назвать это общество гражданским. Потому что оно как было, так и осталось объектом государственной «заботы» и контроля. Оно не равноправный партнер власти со своими интересами и со своей консолидацией в защите своих интересов от власти. Не субъект отношений, а объект со всеми вытекающими отсюда последствиями. Кстати, гражданские общества не сформировались на большей части постсоветского пространства, и поэтому оно и представляет собой группу авторитарных, жестко авторитарных режимов и даже диктатур, как, например, в Туркменистане.
– Какие предпосылки необходимы для появления зрелого гражданского общества?
– Ничего нового и экстраординарного, исходя из мировой практики, предложить не могу. Для появления зрелого гражданского общества необходимы, прежде всего, сами граждане. То есть люди, которые не только по паспорту являются гражданами данной страны, люди, которые свободны и не боятся сказать, что думают, не боятся выступить против, не боятся объединяться и коллективно защищать свои права, не боятся правоохранительных органов и органов национальной безопасности, не боятся власти вообще. Потому что отстаивание своих прав не является, согласно нашей Конституции, незаконным делом. Нужно уважать себя, уважать свое человеческое достоинство, не давать власти обращаться с собой, как с подведомственным населением. Когда таких граждан будет много, тогда и появится гражданское общество. А пока оно будет просто обществом, без прилагательного «гражданское».
– Глава государства всегда сравнивает Казахстан со среднеазиатскими странами. По сравнению с ними в Казахстане, действительно, дела с правами человека обстоят лучше. А вот если провести параллели, не будем замахиваться на Западную Европу, ну хотя бы с другими постсоветскими государствами, как мы будем выглядеть на их фоне?
– Да, действительно, наш авторитаризм достаточно мягкий. Количество политических заключенных в пределах десятка человек, а не десятков и сотен, как в соседних Туркменистане и Узбекистане. Есть еще независимые печатные СМИ, пусть их все меньше и меньше, но всё же лучше мало, чем совсем ничего. Есть еще правозащитные организации и несколько десятков несогласных, более-менее открыто выражающих свое мнение.
Но зачем сравнивать с соседями по Центральной Азии? Давайте лучше сравним себя в 2014-м с собой же в 1992-94 годах. Двадцать лет назад у нас в парламенте было до 30% депутатов от оппозиции, в стране действовало около 10 оппозиционных политических партий и групп. У нас было независимое телевидение (не путать с частным), вроде ТВМ и «Тотем». Люди свободно собирались на митинги на старой площади в Алматы, возле здания Верховного совета и правительства. И сравните с тем, что мы имеем сейчас.
Думаю, что этого сравнения достаточно для того, чтобы убедиться, как мы скатываемся вниз. И этот негативный процесс продолжается. А с точки зрения оценки всего постсоветского пространства, то, конечно, ситуация несравнима
со странами Прибалтики, значительно хуже, чем в Молдове и Грузии, и, рискуя вызвать на себя гневную реакцию, замечу, что значительно хуже, чем в Украине. Было значительно хуже, в Кыргызстане, но сейчас там ситуация тоже стала очень быстро ухудшаться. Подчеркну, что говорю о политических правах и гражданских свободах.
– Много лет вы возглавляете казахстанское бюро по правам человека. Что удалось уже сделать и какие задачи на сегодня стоят перед вашей организацией?
– Как ни печально, не так много, как хотелось бы, если не сказать очень немногое. Прежде всего, с точки зрения системных изменений. Все эти годы мы пытаемся предложить альтернативу. Пытаемся сказать, что мир развивается по другим правилам отношений власти и общества. Что свободный, умеющий выбирать и чувствующий свою ответственность за страну человек значительно более эффективен, чем зависимый и бессловесный. Что модернизация должна быть и экономическая, и политическая, потому что только в этом случае можно надеяться остаться конкурентоспособным в современном мире и рассчитывать на решение сложных социальных проблем и других вызовов.
Традиционализм неизбежно приводит к застою, нарастающему отставанию и серьезным проблемам. Права и свободы человека, их уважение и соблюдение – это основа современного мира, и казахстанский народ даже отразил это в нашей Конституции. Правда, пока только на уровне деклараций. Так что, небольшие наши (и не только, конечно, наши, но и других правозащитных организаций) достижения, вроде отмены выездных виз, моратория на смертную казнь, создания национального превентивного механизма по предупреждению пыток, внедрения ювенальной юстиции, присоединения ко всем основным международным договорам по правам человека, как я уже говорил, не меняют общего вывода: система пока в основном все та же.
За эти годы мы приняли и проконсультировали несколько десятков тысяч человек, а помогли дай бог максимум 10-15%. Потому что система не изменилась. Что примечательно, по нескольким жалобам, которые мы направили в Комитет ООН против пыток и Комитет ООН по правам человека и которые были рассмотрены этими международными органами, мы получили положительные решения практически по всем. Чувствуете разницу?
– Вы скромничаете. На мой взгляд, вашей командой сделано далеко не мало полезных дел. А как складываются отношения с властями? Не чувствуете за спиной их дыхание?
– По-разному бывает. Наши взаимоотношения с властью колеблются в диапазоне от противостояния до партнерства. От обвинений в подрыве стабильности и антинародной деятельности до вполне нормального диалогового режима. Дыхание чувствуем, иногда достаточно сильное, и догадываемся, чье оно (смеется. – Прим. ред.)…
– В каких международных организациях по правам человека состоит Казахстан?
– В мире нет специализированных международных организаций по правам человека. Казахстан член ООН, участник ОБСЕ, имеет соглашение о партнерстве с Европейским союзом, участвует в деятельности Венецианской комиссии Совета Европы «К демократии через право». В этих организациях есть специализированные органы, вроде Совета по правам человека ООН, разных комитетов и тематических механизмов. Казахстан участвует в деятельности некоторых из них, а граждане Казахстана имеют возможность в некоторые из них обращаться. А в ОБСЕ есть Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ).
– Насколько известно, в нашей стране в силу известных причин порой бывает очень тяжело отстоять свои права. Куда могут граждане Казахстана обратиться за помощью и защитой?
– Перечень достаточно ограничен. Мы не находимся в юрисдикции Европейского суда по правам человека в Страсбурге. А других международных судебных органов по правам человека в близких к нам регионах нет. Граждане Казахстана могут обратиться с индивидуальной жалобой в Комитет ООН против пыток или в Комитет ООН по правам человека. Но только после того, как прошли всю систему национального правосудия. И только по вопросам нарушения их права на свободу от пыток и других видов жестокого обращения или нарушениях их прав, предусмотренных Международном пактом О гражданских и политических правах Процедура рассмотрения жалоб очень
длительная, иногда занимает несколько лет. Есть еще тематические механизмы ООН, вроде разных спецдокладчиков и спецпредставителей. Им тоже можно написать, а они могут написать нашим властям, выражая озабоченность по какому-нибудь общему или частному вопросу. Эффективность их деятельности достаточно низкая. Так что лучше всем миром менять нашу систему правосудия, чтобы она обеспечивала хоть какую-то справедливость…
– У нас права человека представляют собой декларацию, которая часто нарушается, в первую очередь, представителями власти. Когда права граждан будут уважаться и соблюдаться в действительности?
– Отвечу кратко. Когда эти права и свободы будут нужны самим гражданам, когда они будут готовы их отстаивать и за них бороться. Надеяться надо только на самого себя, а не сидеть сложа руки и ждать, когда за тебя это сделает кто-то другой.
– Пункт 1 статьи 20 гласит: «Свобода слова и творчества гарантируются. Цензура запрещается». Однако на деле дела обстоят иначе. Свободу слова власть планомерно душит. И здесь достаточно примера «Трибуны». К чему в конечном счете это может привести?
– А ни к чему хорошему. Монополия на информацию приводит к появлению «единственно верных учений», непогрешимых правителей. Это ликвидирует конкуренцию идей. Есть хорошее выражение: лучший способ борьбы с плохими идеями – это лучшие идеи, а не запрет плохих.
Отсутствие альтернативы порождает застой, лишает общество возможности развития, лишает его конкурентоспособности. Запрет или ограничение независимой информации приводит к тому, что общество лишается выбора и не в состоянии принимать осознанные решения. СМИ из источника информации превращаются в инструмент пропаганды. Классический пример – современные российские средства массовой информации. Они далеко «переплюнули» и советские СМИ, и даже господина Геббельса.
Справедливости ради надо сказать, что в эпоху глобализации и развития интернета у граждан есть возможность получать альтернативную информацию и при наличии желания, способности к критическому мышлению и умению выстраивать причинно-следственные логические связи, более или менее ориентироваться в современном мире. Но это если есть желание. А если его нет, и проще посмотреть 1-й канал или «Хабар» и пожить в придуманном мире, то вот вам еще один ответ на вопрос – есть ли у нас гражданское общество.
– Вам сильно обидно за судебную систему, которая обошлась с вами совершенно несправедливо. А вот к Усенову, который в пьяном виде и без водительских прав насмерть сбил человека, нескольких молодых людей покалечил, проявила неслыханную гуманность?
– Ну, слово «обидно» не совсем здесь применимо. Если вы помните, наша организация называется Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности. Так вот меня интересует соблюдение законности. И я, и те, кто меня поддерживал во время моего судебного процесса и после него, не просили ведь проявить ко мне «гуманность», потому что я правозащитник, а не общественный деятель.
Мы требовали справедливого суда со строгим соблюдением закона. Если бы такой суд был проведен, он бесспорно бы подтвердил, что никаких правил дорожного движения я не нарушал, и никакой технической возможности избежать ДТП у меня не было. Две независимые экспертизы это бесспорно подтвердили. Было трагическое стечение обстоятельств, был пешеход в неположенном месте, посередине ночного шоссе за пределами населенного пункта. Были встречные машины на дальнем свете фар. Произошла трагедия, человек погиб. Тяжелая моральная ответственность при отсутствии вины и юридической ответственности.
В случае же Усенова, как я понимаю, было нарушение Правил дорожного движения, была вина. Но закон позволял в результате примирения сторон не приговаривать его к лишению свободы. Закон был таким образом применен. Здесь нет особой «гуманности» и ничего незаконного. Но закон не должен применяться избирательно, и законность должна обеспечиваться всегда. В моем случае этого сделано не было, и, надеюсь, что это подтвердит Комитет ООН по правам человека, где уже 4 года рассматривается моя жалоба.
– Если бы вы стали президентом Казахстана, что бы вы сделали в первую очередь?
– Я не хочу быть президентом и не претендую на политическую власть. Но как гражданин мог бы посоветовать нашей власти. Если мы хотим не отстать от мировых процессов, если мы хотим быть конкурентоспособными и быть способными адекватно и гибко реагировать на возникающие вызовы, стране срочно необходима политическая модернизация. Нужно освободить потенциал общества, обеспечить реальную свободу общественной и политической деятельности, обеспечить свободу получения и распространения информации, обеспечить право выбора и возможность сравнения различных вариантов развития. Мы интенсивно развиваем современную рыночную экономику, сохраняя во многом советскую, устаревшую общественно-политическую систему. Этот разрыв может дорого стоить нашему государству и нашему обществу.
Спасибо за ответы!
Вопросы задавала Инга ИМАНБАЙ
Публикация в газете «Трибуна» от 10.09.2014