Выселение отложено, проблемы остаются

11.09.2014

 

В начале этой недели активисты общественного движения «За справедливость» пригласили журналистов, правозащитников и представителей общественных движений на своё открытое собрание и пресс-конференцию с выездом «в поле», а именно в поселковый микрорайон Ожет на северо-западной окраине Алматы.

 

Местом обоих мероприятий, фактически совмещённых в одно, было определено во дворе частного дома № 83-а по улице Красноармейской, что оказалось на самом западном краю посёлка, где через два дома край оврага с неоглядным пустырём на противоположном берегу. Время же сбора было ориентировано с 10 до 11 часов утра, потому что на 11:00 этого дня было назначено выселение из собственного дома семьи Сабировых (мать, дочь, её муж и трое детей в возрасте от года до десяти).

 

Помимо чисто гуманитарного аспекта (выселение из единственного жилья, то есть практически на улицу), активисты «ЗС» указывали на целый       ряд нарушений закона со стороны судоисполнителей и особенно судей, чьи решения планировалось исполнить. Об этом, а также в целом о пороках судебной системы Казахстана, организаторы акции и хотели поговорить на своём собрании и рассказать на пресс-конференции. А заодно и показать журналистам, как происходят выселения, а если удастся, то и помешать этому путём мирной акции ненасильственного протеста.

 

Книга судей алатауских в изложении активистов «ЗС»

 

Общий лозунг вышеназванных мероприятий был предложен в вопросительной форме: «Будет ли преодолена коррупция, если судебная система недобропорядочна и прямо угрожает моральным основам общества?» Этот вполне риторический вопрос подкреплялся вывешенным на наружной стене выселяемого дома «пазлом» из нескольких плакатов на темы судебной несправедливости. Сей натюрморт «справедливцы» неоднократно вывешивали и в полевых условиях (аналогичные встречи в Рабочём поселке и в микрорайоне «Улжан» в прошлом году), и на пресс-конференциях традиционного формата, как в пресс-центре нашего Бюро.

 

 

 

На многих прежних публичных акциях лидеры и активисты «ЗС» призывали власти провести ревизию судебных решений, вынесенных бывшими судьями Алатауского районного суда южной столицы Серимовым и Бековым.

 

Первый из них президентским указом от 29 августа 2012 года (наверное, специально аккурат к Дню Конституции?) был уволен из судебной системы с формулировкой «за некомпетентность», а второй уже в этом году и вовсе арестован по подозрению в коррупционных преступлениях. Сейчас он находится в тюремной психбольнице, куда якобы сам попросился из СИЗО, ссылаясь на временные помрачения рассудка, хронологически совпадающие с ведением именно тех процессов, по которым его сейчас обвиняют.

 

(Эти смачные подробности из тюремной жизни экс-судьи Бекова услышаны от сопредседателя «ЗС» Ильшата Кензина, которому удалось получить из правоохранительных органов некую толику информации по этому делу.)     

 

Всё это было бы очень смешно, когда бы не было так грустно. И дело здесь даже не в самом по себе наличии профессионально некомпетентных, нечистых на руку или психически неадекватных служителей Фемиды – такие могут обнаружиться в недрах судейского корпуса любой страны. Главное не в том, чтобы таких судей не могло быть в принципе, а в том, чтобы судебная система вовремя от них освобождалась. У нас оно вроде бы так и вышло, однако наша система, сказав «А», то есть очистившись от двух «уникумов», почему-то никак не желает сказать «Б», то есть перепроверить все когда-либо вынесенные ими судебные решения.

 

В по-настоящему правовом государстве это сделали бы в первую очередь, у нас же люди, считающие себя пострадавшими от некомпетентных и/или небескорыстных решений уже разоблачённых экс-судей и объединившиеся на этой почве в движение «За справедливость», безуспешно добиваются их пересмотра хоть поодиночке, хоть целым общественным объединением – и всё безрезультатно. Вот и по ожетскому домику на Красноармейской, 83-а первое по времени решение вынес ещё в мае 2010 года тот самый Серимов. А уже в апреле этого года другой судья фактически продублировал его, и вот теперь с этим решением наперевес к людям приходит частный судебный исполнитель.      

 

Полдома в Ожете как предмет шекспировских страстей

 

Вот он на снимке, тот самый дом – конечно, не хибара и не хижина, однако же отнюдь не особняк «с бильярдом и бассейном». При этом объектом судебной тяжбы и попыток выселения является даже не весь дом, а его половина (слева на снимке виден разделительный забор), на другую же половину (по уличной нумерации это № 83-б), в которой живут другие люди, никто вроде бы не претендует.

 

 

 

Пока на верхнем снимке одни активисты «ЗС» вывешивают на стену дома свои плакаты, а другие толпятся в тени деревьев в левом и правом краях снимка, мы по мере сил поясним суть судебной тяжбы, насколько смогли понять из рассказанного нам общественными защитниками выселяемой семьи. Отметим, что в юридическом плане их представляет по доверенности Зауре Нурмухамбетова, являющаяся также руководителем  Алматинского филиала Общенациональной социал-демократической партии Казахстана (ОСДП).

 

Все документы на дом и участок у Сабировых в полном порядке – как, например, вот этот акт на землевладение (см. фото сбоку), оформленный в 2008 году, когда они вселились в этот дом (или полдома, смотря как считать).

 

 

Права собственности на него им передал уехавший впоследствии в Голландию на ПМЖ некий гражданин Шарипов в счёт уплаты им своего долга главе семейства (этот момент нам, честно говоря, не совсем понятен, но по словам знающих людей, сделка была полностью законной). Сам этот Шарипов купил дом у прежних хозяев, престарелых супругов Шаломай, ныне давно покойных. Однако годы спустя откуда-то всплыла доверенность от одного из этих супругов, будто бы выписанная им (наверное, всё-таки от его имени) через три года после смерти.

 

Именно на этой доверенности основывает свои претензии на дом нынешняя истица Иминова Б.М. и ее законный представитель Шепелёв, которого истица будто бы уже прописала в оспариваемом доме. Правда ли это, и если да, то насколько это законно или незаконно (на наш дилетантский взгляд, конфликт интересов в любом случае налицо)?

 

Сделаем здесь важную оговорку о том, что все эти более или менее скандальные подробности передаём со слов защитников выселяемой семьи, и что всё это нуждается в квалифицированной и объективной проверке. Впрочем, активисты «ЗС» именно этого и добиваются, тем более что по закону и по здравому смыслу все решения, вынесенные уволенным судьёй Серимовым, так и так должны быть официально перепроверены, и наверняка во многих случаях пересмотрены по существу.

 

Операция «Выселение»: парад госорганов и служб

 

В течение получаса с 10:30 до 11:00 к месту событий один за другим прибывали люди из госорганов и служб.

 

Среди них был помощник прокурора Алатауского района (по фамилии не представился); как потом рассказали активисты «ЗС», он весьма настойчиво выспрашивал у них, не проводят ли они здесь митинг. Видимо, чтобы зачитать вслух предупреждение о недопустимости проведения несанкционированного митинга и предусмотренной за это административной ответственности (традиционная функция помощников районных прокуроров на всех публичных собраниях).

 

Были здесь и двое полицейских – заместитель начальника Алатауского РУВД подполковник Копжасаров (если мы правильно расслышали его фамилию и звание) и местный участковый инспектор полиции (не представился), оба в гражданской одежде, а участковый, совсем молодой парень, и вовсе в лёгкой майке. В происходящие события они не вмешивались, только наблюдали.

 

То ли местным полицейским начальством, то ли непосредственно судебным исполнителем были вызваны пожарные и скорая помощь, услуги которых на этот раз никому не понадобились. Так что красный пожарный КамАЗ и белый медицинский «РАФ» все два часа вхолостую простояли за воротами вкупе с несколькими легковушками, припаркованными там другими участниками события.

 

   

  

Забавно было видеть, как молодой врач в оливковой униформе «скорой помощи», по виду так может даже и практикант из мединститута, явно не искушённый в подобных мероприятиях, долго ходил по двору и спрашивал поочерёдно у всех присутствующих, не они ли вызывали «скорую». В авторстве вызова, понятное дело, никто не признался, так что остаётся только догадываться, на кого возложат издержки по графе «ложный вызов».

 

Впрочем, не будем слишком уж иронизировать: присутствие врачей и пожарных во время таких мероприятий – дело вполне разумное, поскольку при психологическом стрессе, неизбежном при выселении, наверняка случаются и инфаркты с инсультами, и поджоги домов («так не доставайся же ты никому!»), и попытки самосожжения. Тем более что акт самосожжения выселяемой женщины в посёлковом микрорайоне «Улжан» два года назад получил широкую огласку и как раз послужил толчком для создания движения «За справедливость».     

 

Коль скоро мы перечислили присутствовавшие у места событий госорганы и службы, то назовём и представленные там общественные организации. Кроме уже упомянутого Алматинского филиала партии ОСДП в лице своего руководителя Зауре Нурмухамбетовой и партийного функционера Александра Миленького это были Общество молодых профессионалов Казахстана (ОМПК) в лице своего председателя Олеси Халабузарь с помощником и Союз бездомных города Алматы, который представляла Дильназ Инсенова. И наконец, наше Бюро по правам человека в лице автора этих строк, осуществлявшего помимо репортёрского также и наблюдательские функции в рамках мониторинга свободы мирных собраний в Казахстане.  

 

Выселяли, выселяли, но пока не выселили

 

Ровно в 11:00 к месту действия прибыло главное действующее лицо – частный судебный исполнитель Миркалиева, выступающая в интересах истицы Иминовой. Последняя тоже присутствовала, но во дворе выселяемого дома так и не появилась, будто бы просидев все два часа в припаркованной за воротами машине. Зато активно действовал представитель истицы Юрий Шепелёв, весьма агрессивно наседая на своих процессуальных противников и громогласно обосновывая справедливость прав своей доверительницы и шаткость позиций противной стороны.    

 

 

 

Вот он на снимке крайний справа, а частный судебный исполнитель  – слева от него в центре снимка; по левую же сторону – мать ответчицы Саьировой и её представитель Нурмухамбетова. На нижнем же снимке – момент зачтения судоисполнителем зачитывает ответчице Бахаркуль Сабировой (стоит в дверях на крыльце дома).

 

 

 

По ходу зачтения решения судьи Нурбекова от 29.04.2014 (ни о каком судье Серимове – ни слова, как будто и не было его решения от 26.05.2010), подкреплённого решением апелляционной инстанции от 12.08.2014, выяснилось, что на эти акты подана частная жалоба в кассационную инстанцию. А эта жалоба не только не отклонена, а ещё даже и не рассмотрена, поэтому исходное решение не вступило законную силу, так что исполнять его попросту рано, а значит незаконно, и этот момент сыграл затем важную роль.

 

Далее следует отметить, что Сабировы со своим представителем З.Нурмухамбетовой являются по данному делу не только ответчиками, но в то же время и истцами, выдвинув встречный иск к Иминовой, дата рассмотрения которого пока даже не назначена. Данное обстоятельство также стало решающим в относительно мирной развязке вчерашнего противостояния, хотя можно сказать и по-другому – в срыве (возможно, только временном, но кто его знает) операции «Выселение» по состоянию на 10 сентября.

 

Когда после двухчасовых словесных препирательств («У нас постановление об исполнении судебного решения!» – «А у нас встречный иск ещё не рассматривался!») последний аргумент худо-бедно возобладал, наступавшей стороне пришлось таки отступить – уж не знаем, в беспорядке или на заранее подготовленные позиции. В итоге дело было отложено до вынесения решения по встречному иску, каковое состоится, скорее всего, не завтра и вряд ли в ближайшие дни.

 

Исход же сегодняшней стадии противостояния подытожил своим резюме помощник районного прокурора: «На сегодня вопрос считаю исчерпанным», после чего направился к калитке и далее к своей машине. Одна за другой выдвинулись к центру посёлка, а оттуда и в сторону центра города, пожарная и скорая. Не так быстро, но тоже покинули место событий и замначальника райотдела полиции с участковым. Последними из круга людей «при исполнении» удалились судоисполнитель с представителем истицы, а потом уж потянулись к выходу и представители общественных организаций.

 

На этом в среду 10 сентября всё и закончилось, оставив в силе все риторические вопросы о судебной несправедливости и некомпетентности, задаваемые сегодня и прежде членами движения «За справедливость» на плакатах и в названии темы этого собрания.

 

Андрей СВИРИДОВ, фото автора

 


Добавить комментарий