После того, как Общественная наблюдательная комиссия по г.Астане совершила очередное посещение следственного изолятора (см. «Столичный следственный изолятор: новый ремонт и старые проблемы»), в прокуратуру и руководству СИЗО ушло две бумаги, с перечислением выявленных нарушений и жалоб со стороны подследственных и осужденных. От первого органа реакции пока не последовало, зато на второй документ (с приложенным списком рекомендаций) пришел ответ за подписью начальника этого уважаемого учреждения.
Можно было бы отделаться одним предложением – «факты, приведенные в жалобах, не соответствуют действительности», однако в следственном изоляторе предпочли старательно прокомментировать каждый вопрос.
На жалобу о жестоком обращении, пишут «фактов жестокого обращения не было», на то, то вместо часовой прогулки отводят на оздоровление 10-15 минут, отвечают «прогулка спецконтингента проводится не менее часа», на заявление о запрете звонков с таксофона, отвечают «в учреждении имеется таксофон предназначенный для осужденных». Понятно, что руководство учреждения отрицает вероятность того, что во время обыска вещи заключенных бросают на пол, да так, что бьются очки; что во время досмотра женщин охранники наблюдают за таинством происходящего по видеонаблюдению; никто не матерится, а обращаются только на «вы» и говорят «гражданин-гражданка». Лекарствами и медицинской помощью все обеспечены; никаких льгот для сотрудников полиции, оказавшихся в качестве подследственных, не предусмотрено. И все в том же духе – все замечательно и по закону.
При этом почему-то количество жалоб никак не уменьшается, а с каждой проверкой только растет. И в этом случае работникам СИЗО остается лишь валить все на вредность спецконтингента. Но при таком подходе вряд ли можно спрогнозировать уменьшение числа жалоб.