В Восточно-Казахстанский областной филиал нашего Бюро обратилась простая женщина из Усть-Каменогорска, безуспешно добивающаяся от следственных органов ВКО установления истинных обстоятельств смерти своего родного брата.
Уже больше двух лет продолжаются хождения по мукам Ирины Ивановны Шурыгиной.
2 февраля 2012 года ее брат Вячеслав Иванович Шурыгин ушел на работу и не вернулся. Вечером 3 февраля был обнаружен мертвым в подвале дома № 93 по проспекту Независимости. На месте происшествия полицейская опергруппа сработала недолжным образом, а в дальнейшем, когда Ирина Ивановна усомнилась в выводах судмедэксперта, ей сознательно препятствовали в проведении эксгумации трупа, и в довершении всего в материалах уголовного дела ею была обнаружена недостоверная информация. Дважды Шурыгиной отказывали в возбуждении уголовного дела, причем оба постановления об отказе не вручались ей лично и не отправлялись по почте.
По рекомендации прокуратуры Ирина Шурыгина дважды обращалась в суд № 2 города Усть-Каменогорска, но на судебном процессе следствие не представило отказной материал. После вынесения частных определений в адрес следствия и прокуратуры была проведена эксгумация, но лишь через 9 месяцев после того, как Шурыгина ходатайствовала о ее проведении. Но никаких результатов эксгумация не дала, так как труп пролежал в земле летний период времени и абсолютно сгнил. Мягкие ткани уже были неопределимы, а целые ли кости – неизвестно, и это необходимо проверить повторной эксгумацией, с поручением провести экспертизу независимым экспертом из другого региона.
Ирина Шурыгина демонстрирует макет подвального помещения, где был найден труп
Вячеслава Шурыгина; положение тела которого демонстрирует манекен.
Уголовное дело №12630003100095 по факту гибели Вячеслава Шурыгина было возбуждено лишь 1 декабря 2012 года, но следствие по нему велось необъективно, с явным желанием замять дело и списать на несчастный случай. А уже 31 января 2013 года уголовное дело было и вовсе прекращено, при этом Ирину Шурыгину даже не ознакомили с его материалами, хотя на тот момент она уже была признана потерпевшей стороной. Впервые с материалами уголовного дела и двумя постановлениями об отказе в его возбуждении И.Шурыгину ознакомили лишь в сентябре 2013 года.
По мнению Ирины Ивановны, в материалах дела много откровенного вранья, в связи с чем женщине пришлось в третий раз обратиться в суд № 2 г. Усть-Каменогорска. Но даже и после третьего суда следствие опять велось необъективно и недобросовестно. Лишь добившись проведения очных ставок с понятыми И.Шурыгиной удалось доказать, что понятые не присутствовали при осмотре трупа её брата В.Шурыгина сотрудниками полиции.
Согласно акту судебно-медицинской экспертизы №164 от 4.02.2012, трупные пятна расположены на заднебоковых поверхностях шеи, туловища и конечностей. Это означает, что в момент смерти Шурыгин В.И. находился лежа на спине, однако в подвале он был обнаружен лежащим на правом боку! Кроме того непонятно, как при мгновенной смерти от остановке сердца (человек где стоит там и падает) можно оказаться в подвале перпендикулярно лестнице у самого ее основания.
Но следствие даже не пыталось устранить имеющиеся противоречия и неясности, и вновь прекратило уголовное дело, отказывая И.Шурыгиной во всех ходатайствах, которые могли бы поспособствовать выяснению обстоятельств гибели ее брата. Причем всё это делается при согласии и участии прокуратуры, которая проявляет принцип соглашательства с полицейскими или невмешательства.
Подготовила Жанар Рахимбердина,
юрист Восточно-Казахстанского областного филиала КМБПЧиСЗ