Профсоюзам место в стойле?

20.06.2014

Казахстанских женщин отправили на пенсию в 63 года, бизнесменов помимо их воли определили в Палату предпринимателей, а профсоюзы намерены загнать в одно большое «стойло» – такую параллель провели представители независимых профсоюзов на прошедшей в Алматы пресс-конференции. А сейчас, пока новый законопроект еще не подписан президентом, независимым профсоюзам и их лидерам на местах чинят всевозможные препятствия.

 

Несмотря на протесты немногочисленных независимых профсоюзов Казахстана, а также негативной оценки нового законопроекта о профсоюзах со стороны Международной организации труда и Международной конфедерации профсоюзов, законопроект 11 июня прошел сенат и находится в очереди на подписание президентом. И сейчас профсоюзные активисты намерены направить свое обращение к президенту страны с просьбой наложить вето на закон, который, по мнению независимых профсоюзов, окончательно уничтожит едва живое профсоюзное движение.

 

 – К независимым профсоюзам всегда был «интерес» у власти, и поэтому все время мы предпринимали всевозможные шаги, чтобы внести хоть какие-то коррективы в наш законопроект, но, к сожалению, ничего не получается, как его разработали, так он и проходит,  – с горечью констатировала Лариса Харькова, президент Конфедерации свободных профсоюзов Казахстана (КСПК). – И если примется данный законопроект, мы просто прекратим существовать.

 

Помимо того, она напомнила, что параллельно усугубляется уголовное наказание для активистов общественных организаций, в том числе и для профсоюзов, предусмотренное новым Уголовным кодексом, против которого выступает гражданское сообщество Казахстана.

 

Однако пока еще действует старый закон, независимые профсоюзы, которые на деле пытаются помогать работникам, испытывают систематическое давление. Помимо того, «внутри профсоюзных органов происходят расколы и непонимание» – отмечает Харькова.

 

Председатель профсоюза «Достойный труд» нефтехимической промышленности Ерлан Балтабай на примере ТОО «ПетроКазахстан» (бывший нефтеперегонный завод в Шымкенте) рассказал об отношениях работодателя к рабочим и заодно к профсоюзу, вставшего на защиту их интересов.

 

– Новые хозяева не хотят давать своим работникам даже минимум, предписанный законодательством, – говорит он. При этом на региональном уровне все упирается в инспектора труда: «Мы пишем в прокуратуру, они отсылают нас в инспекцию труда, они говорят, что все в порядке в этой организации, прокуратура, областной акимат ссылаются на них»

 

Недавно руководство ТОО само обратилось в профсоюз с просьбой провести медиацию и найти точки соприкосновения в возникшем конфликте.

 

Рабочие предприятия вопреки законодательству, вопреки тяжелым условиям труда в нефтехимии, имеют по лекалам этого ТОО право на отпуск из расчета один день – 5 часов 13 минут.

 

Но такого нигде нет – везде день отпуска считается как 8 часов! Откуда они это взяли, не знаю. Даже дополнительный отпуск за вредность они тоже считают как 5 часов 13 минут в день. Таким образом, недоплачивают каждый день почти что три часа – а это огромные деньги. И ничего доказать мы не можем, инспекция труда их поддерживает. Доказываем КЗОТами, доказываем постановлениями правительства по подсчету заработной платы, но ничего!  – возмущается председатель «Достойного труда». Хотя, как указывается, департамент труда в своем ответе подтвердил, что были нарушены нормы по подсчету отпускных.

 

Но пока профсоюз подымал вопросы, на Ерлана Балтабая поступило заявление в прокуратуру, как предполагают участники пресс-конференции, со стороны работодателя. И вместо того, чтобы проверять неисполнение норм коллективного договора, начинают проверять сам профсоюз «Достойный труд».

 

Ни прокуратура, ни налоговая, ни даже привлеченная к проверке Федерация профсоюзов не нашла каких-то нарушений, разве что кроме неуведомления Министерства юстиции о смене юридического адреса, но нервов и времени потрачено было немало.

 

На это профсоюзы обратились с просьбой учредить трехстороннюю комиссию и провести проверку деятельности предприятия. На что руководство ТОО обратилось с просьбой о приостановлении проверки и проведении медиации.

 

– Но появилась третья сторона – Федерация профсоюзов, которая изначально была согласна с работодателем, тем не менее, ее включили в качестве оппонента работодателя. Таким образом, была нарушена сама суть медиации, и пришлось нам приостановить участие, – продолжает Е.Балтабай.

 

 Таким образом «решается» вопрос, чтобы профсоюзам не дать идти дальше, – комментирует Лариса Харькова.

 

Ерлан Балтабай не единственный, кто сталкивается с коллективным давлением в отношении деятельности независимого профсоюза.

 

Закон утверждает, что этого нельзя делать в период его избрания. Оказалось, ничего подобного – в Сазтобе уволили профсоюзного председателя, и она вынуждена находиться в судебных разбирательствах. Кроме того, на нее давит работодатель, периодически инициируя иски по клевете, и сейчас идет уголовное разбирательство. Несмотря на то, что профсоюзный лидер выиграла все ступени, работодатель организует все по-новому.

 

Более того, в судебных решениях судья указывает на незаконность этого профсоюза по тем причинам, что в качестве юридического адреса указана квартира лидера, а ТОО (!!!), чьих работников объединила профсоюзная структура, не дало согласия на создание этого профсоюза!

 

Обо всем этом поведала Лариса Харькова.

 

– Насколько я понимаю, власти хотят, чтобы профсоюз играл под дудку работодателя, я назову это рабством, а вы интерпретируйте как хотите. Потому что, если у человека труда не будет права защищать свои интересы через профсоюз, то не будет независимости, – резюмировал юрист КСПК Жанабек Абишев.

 

И под конец пресс-конференции, Людмила Экзархова, пресс-секретарь КСПК, рассказала о попытках создания отраслевого профсоюза журналистов. Шаги предпринимаются еще с 2011 года, но каждый раз Министерство юстиции находит какие-то технические причины для отказа. И сейчас, даже не приостановив, Минюст запрещает создание такой организации.

 

В 2012 году юридическая организация, к которой обратились за помощью в регистрации, также получила отказ.

 

 – Потом юрист сказала, что нас не регистрируют, потому что в списках учредителей находятся неблагонадежные журналисты, журналисты независимых изданий, которых окрестили оппозиционными. Мы полностью изменили список, внесли туда «благонадежных» журналистов, но нам опять отказали, сказали, что у нас технические вопросы, что неправильно оформлен список учредителей, не вписан ИИН, но сейчас мы опять все изменили, и будем подавать на регистрацию,  – рассказала Л.Экзархова.

 

Помимо этого профсоюзники подготовили обращение к президенту, где помимо прочего обращают внимание главы государства на следующий пункт:

 

«Концепция искусственного создания так называемого «Сильного социального партнера» подразумевающая обязательное, через нормы закона, вхождение самостоятельных профсоюзов, в отраслевые профсоюзы, а те и территориальные профобъединения в свою очередь в обязательном порядке в республиканские профсоюзные объединения нарушает основополагающе международные нормы трудового права. В частности, статьи 3 и 5 Конвенции Международной Организации Труда N 87 «О свободе ассоциации и защите права объединяться в профсоюзы» ратифицированной Казахстаном в 1999 г.»

 

Если президент таки подпишет закон, то остается лишь взывать к Международной организации труда, членом которой является Казахстана – возможно, она как-то сможет повлиять на своего члена, ограничивающего право на свободное существование профессиональных союзов и свободный выбор профсоюзов у своих сограждан.

 


Добавить комментарий